0
790
Газета Экономика Интернет-версия

16.06.2005 00:00:00

Кредиторам не нравится «Роснефтегаз»

Тэги: мэрт, роснефтегаз, газпром, акции, сделка


Вчера на совете директоров «Газпрома» обсуждался вопрос о продаже государству 10,74% акций концерна, необходимых для установления контроля над монополией и начала либерализации рынка ее акций. На заседании утверждалась итоговая схема сделки, а также цена вопроса. Вчера же выяснилось, что эта цена, согласно директиве Минэкономразвития, направленной в правительство, составит 7,15 млрд. долл. Эта сумма существенно ниже оценок Dresdner Kleinwort Wasserstein и Morgan Stаnley, однако, судя по всему, «Газпром» оставил попытки набить себе цену и согласился ориентироваться на рыночную стоимость бумаг. При этом вопрос, где взять эти деньги, остается открытым.

Во вторник глава МЭРТа Герман Греф признался, что окончательная схема сделки по привлечению средств все еще не сформулирована. «Рассматривается вариант привлечения заемных ресурсов под залог определенного пакета акций «Роснефтегаза», – сказал министр. В конце прошлой недели в некоторых СМИ прошла информация о том, что уже создан некий пул западных финансовых институтов, готовых выделить деньги «Роснефтегазу». Однако кредиторы выдвигают свои требования. «Банки хотят, чтобы пакет был обособлен от «Роснефтегаза», поэтому и обсуждается возможность выделения пакета в отдельную компанию. Он послужит залогом при привлечении банковского кредита. Размер пакета пока не определен», – сказал Греф. Какие именно акции – «Роснефти» или «Газпрома» – будут выделены во вновь создаваемую «дочку», министр не уточнил.

«Такая позиция банков вполне ясна, – сказал «НГ» ведущий аналитик ИК «Русские финансовые традиции» Павел Ворожцов. – «Роснефтегаз» – это своеобразная оболочка, внутри которой «сидят» разные активы, и прежде всего «Роснефть» с «Юганскнефтегазом». Если возникнут какие-то претензии, связанные с получением денег по кредитам, то легче судиться с конкретной компанией, чем с искусственным холдингом, который к тому же находится под опекой государства. Очевидно, что в качестве обеспечения банки хотят получить более осязаемый актив, чем какие-то эфемерные акции».

С коллегой согласен независимый эксперт Григорий Выгон: «Я думаю, что банки просто не хотят связываться с «Роснефтью» и «Юганснефтегазом». Возможно, они хотят, чтобы кредит выдавался под залог акций «Газпрома» или какой-то кусочек «Роснефтегаза», очищенный от «Роснефти», «Юганскнефтегаза» и всех проблем, с ними связанных».

С каждым днем структура сделки все больше усложняется. Эксперты недоумевают: зачем государству понадобилась столь хитроумная схема, когда можно было зарегистрировать «дочку» «Газпрома», внести в нее 10,74% акций, взять кредит у иностранных банков и постепенно погашать его, не включая в схему «Роснефтегаз».

По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, обойтись без «Роснефтегаза» в этой ситуации никак нельзя: «Дело в том, что привлечь средства под залог акций «Роснефтегаза» невозможно, ведь они ему фактически не принадлежат: бумаги находятся на балансе Росимущества. Поэтому государство хочет создать новую компанию, куда передаст эти акции, для того, чтобы их можно было беспрепятственно заложить». Кроме того, создание очередной «дочки» еще более обременит обязательствами и без того неидеальный баланс «Роснефтегаза».

«Схема, прямо скажем, не самая удачная. И довольно странно, что кто-то из западных банков согласился кредитовать эту сделку, – говорит Григорий Выгон. – Ведь при таком варианте объем долгов на «Роснефтегазе» приблизится к критическому: 9,5 млрд. долл., потраченных на покупку «Юганскнефтегаза», и около 7 млрд. долл. на покупку акций «Газпрома» – это уже слишком!». По его мнению, целесообразнее было бы разработать схему с использованием средств Стабилизационного фонда или других бюджетных средств. «Если непосредственно из бюджета или Стабфонда эти деньги взять нельзя, то можно было бы использовать доходы от приватизации: сначала продать «Роснефтегаз», если, конечно, найдется покупатель, а затем на эти деньги покупать акции «Газпрома», – считает эксперт. Однако очевидно, что продажа акций займет значительно больше времени: на организацию торгов может уйти как минимум полгода, в то время как создать дочернее предприятие возможно в течение недели.

Судя по всему, фактор времени сыграл главную роль при принятии решения о структуре сделки, ведь, согласно заявлениям чиновников, она должна быть завершена до общего собрания акционеров газового концерна, которое состоится уже 24 июня. Эксперты недоумевают: зачем так торопиться? Ведь ждали почти 15 лет, подождали бы еще несколько месяцев, пока не продумали все как следует.

В «Газпроме» же уверяют, что «никакой спешки нет и не стоит искать какие-то сверхъестественные поводы для начала процесса либерализации». «Да, больше 10 лет ничего не менялось, но стоит просто порадоваться, что сейчас изменения начались. На годовом собрании всегда хочется подводить какой-то хороший итог, а начало сделки – это точно хорошая новость. Так что никакой привязки к мировым событиям тут нет», – прокомментировали «НГ» ситуацию в пресс-службе «Газпрома».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1008
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1151
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1422
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1021

Другие новости