Более 10 лет Галина Хованская занимается жилищной политикой.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
-Какие положения в новом Жилищном кодексе наиболее спорные и требуют серьезной доработки?
– Во-первых, отменяется бесплатная приватизация жилья. Главным доводом в пользу такого решения было утверждение, что надо сохранить социальный жилищный фонд. Вот и назначили «юрьев день» – 1 января 2007 года. Но это очень неправильная, ложная посылка. Я считаю, что социальный фонд надо увеличивать прежде всего за счет строительства социального жилья, которое не будет переходить в собственность граждан. Что же касается обязательств перед гражданами, то тут государство не может быть шулером. Ведь был принят закон о бесплатной приватизации, который всем гражданам гарантировал это право. А по нашей Конституции (это записано в статье 55, части 2), на территории Российской Федерации не должен вводиться закон, ухудшающий положение граждан. Ведь у нас масса людей, которые не подпадали под действие закона о приватизации, и теперь они останутся ни с чем. Возьмите, например, общежития, аварийные дома, служебное жилье, закрытые военные городки. Это почти 15% жилищного фонда. Права людей, проживающих в таком типе фонда, ущемляются, причем грубо. Я предлагаю завершить приватизацию через два года только для тех, кто встает на учет на социальное жилье по новым правилам, а для остальных эту возможность сохранить.
– Деприватизация будет отменена с 1 января 2007 года?
– Да. Эту норму – право на деприватизацию – я в свое время провела, еще не будучи депутатом Госдумы, в порядке законодательной инициативы. Теперь ее отменяют. И это, с моей точки зрения, тоже несправедливо.
– А что ждет социальных нанимателей?
– Пока самая большая неприятность – то, что они не смогут свободно, как это было раньше, проводить обмен. Все обмены возможны только внутри социального фонда. К тому же теперь нельзя заключать отдельный договор социального найма в случаях, когда образуется, например, новая семья. Раньше такая возможность была, если позволяла планировка квартиры. Что же касается платежей, то удалось все-таки избавить социальных нанимателей от платы за капитальный ремонт. Сейчас эта плата взимается только с собственников.
– Однако у государства и муниципалитета есть право выселить социального нанимателя, если он в течение шести месяцев не вносит обязательные платежи?
– Да, в этом случае ему предоставляется другое социальное жилье – по нормам общежития (6 кв. м жилой площади на человека). Прежде можно было выселить за неуплату счетов по содержанию дома и ремонту, а сейчас выселение грозит и за неуплату коммунальных услуг. Я в своем проекте предлагаю отказаться от этой нормы.
– Теперь, чтобы встать на очередь, нужно быть нуждающимся (иметь жилплощадь, не отвечающую установленным нормам) и малоимущим. А кого можно отнести к этой категории?
– В кодексе зафиксировано, что порядок отнесения к категории малоимущих каждый субъект Федерации определяет своим законом. На федеральном уровне нет никаких критериев. Я считаю, что это серьезная ошибка, и это приведет к очень неприятной для государства ситуации, когда депрессивные регионы станут еще более депрессивными, а протест и социальная напряженность в этих регионах станут еще сильнее. Необходимо выработать хотя бы минимальный единый стандарт на федеральном уровне. Тут у меня очень много союзников. Потому что пошло правоприменение и возникла масса проблем. Есть уже два закона, оба спорные – в Еврейской автономной области и в Санкт-Петербурге. И потом по нашей Конституции реализация права на жилище не должна зависеть от места проживания, это одно из важнейших прав человека.
– А сохранятся ли льготные категории?
– Прежде таких категорий было несколько десятков. Теперь осталось только три – проживающие в аварийном жилье, дети-сироты и тяжелобольные. К сожалению, не для всех тяжелобольных эта льгота сохраняется, выпадают астматики, страдающие тяжелой формой заболевания, тяжелые сердечно-сосудистые заболевания. Причем граждан ждет еще одна неприятная неожиданность. Раньше, например, больным людям предоставляли жилье с учетом их права на дополнительную площадь в связи с состоянием здоровья и ставили на очередь с учетом этого права. Сейчас это положение выкинули. Я считаю, что норму надо вернуть. Что же касается обязательств по старой очереди, то они остаются. Есть очередь – 4,4 миллиона семей, и «секвестировать» эту очередь, как хотелось бы некоторым чиновникам, не удастся.
– Много вопросов по поводу изъятия приватизированной квартиры, например, в связи со сносом дома┘
– Во-первых, изъять земельный участок вместе с домом, находящимся на этом участке, можно только для государственных или муниципальных нужд. Во всех остальных случаях с собственником придется договариваться. В земельном кодексе наконец-то появился перечень этих муниципальных и государственных нужд. Если дом сносят, то всем собственникам обязаны выплатить предварительную и равноценную компенсацию. Если прежде, как правило, компенсация предоставлялась в натуральной форме – выделялась новая квартира, – то теперь главной формой становится денежная компенсация. Для всех ли она хороша? Не думаю. Есть категория граждан, которая на рынок выйти боится или не может – в силу возраста, в силу тяжелого заболевания. Для этих людей просто необходимо предусмотреть возможность выбора – брать либо квартиру, либо деньги. В жилищном законодательстве Москвы, например, такое право выбора есть.
И еще один вопрос – что значит выкупная цена? В нее включают не только рыночную стоимость квартиры, но и убытки. К таким убыткам, я считаю, следует отнести капитальный ремонт, не произведенный в установленные нормативные сроки в соответствии с правилами содержания дома. У нас дома, как известно, не ремонтируются больше 25 лет. Эти обязательства подтверждены в законе о приватизации. В общей сложности они составляют немалую сумму – несколько триллионов по всей России. Пока действует закон о приватизации – эта норма сохраняется. Опасность в том, что 1 января 2007 года, если нам общими усилиями не удастся откорректировать ситуацию, закон о приватизации исчезнет, а вместе с законом исчезнут обязательства по проведению капитального ремонта.
– Какие еще неприятные неожиданности ожидают граждан?
– Ухудшения идут по многим направлениям. Раньше, например, нельзя было заселить в одну комнату разнополых родственников старше 9 лет. Сейчас – пожалуйста, с их согласия. Что это такое? Мы куда идем? Я считаю, даже однополых взрослых людей (мать и дочь, отца и сына) надо спрашивать, согласны ли они жить в одной комнате! А сколько споров вызвала 31-я статья, посвященная правам граждан – бывшим членам семьи собственника, которые проживают на площади, им не принадлежащей. Здесь тоже необходимы поправки.
До сих пор в кодексе нет определения, что такое квартира коммунального заселения. А это дает возможность не признавать коммунальной квартиру, в которой по факту уже живут разные семьи. А зачем понадобилось ликвидировать ЖСК и заставлять их насильственно переоформляться в товарищества собственников жилья? Попробуйте оформить имущественный комплекс, которым управляет товарищество. В районах сложившейся застройки это сделать не только сложно, но и дорого.
– Известно, что уже идет разработка закона о местном налоге на недвижимость?
– На сегодняшний день методика массовой оценки стоимости жилья, как мне сказали разработчики, практически завершена. Надо заметить, что с принятием этого закона самая массовая категория льготников – пенсионеры – потеряют льготу, освобождающую от уплаты налога на приватизированную квартиру. По недорогим квартирам цена вопроса не изменится. А по дорогим квартирам, естественно, возрастет – ведь налог будет исчисляться исходя из рыночной стоимости жилья, а не из оценок, которые дает БТИ по остаточной стоимости. Думаю, что осенью закон будет принят, а с нового года введен в действие.
– Как вы думаете, ваши поправки будут приняты?
– Это вопрос не ко мне, а к правительству и Думе. Законопроект со всеми поправками был внесен в Госдуму еще 18 марта, мне обещали, что в июне, до конца весенней сессии, пройдет первое чтение. Если же принципиальные поправки не будут приняты, я буду инициировать обращение в Конституционный и Верховный суды.
– На ваш взгляд, сделают ли принятые законы жилье более доступным?
– Давайте опустимся на землю и признаем, что все упирается в экономику. Да, этот пакет законов, снижая риски банков, работает на снижение процента по ипотечному кредиту, который сейчас пока недоступен среднему россиянину. Однако инфляция вместо 8,5% выходит на уровень 12%! Это первое. Второе – платежеспособность населения. Если учесть эти две составляющие, то понятно – без государственной помощи в этой сфере пока не обойтись. Доступное жилье – пока замечательное светлое будущее. Я считаю, что Жилищный кодекс был пристегнут к жилищному пакету законов искусственно. На мой взгляд, он не о формировании доступного жилья, а как раз о невозможности для многих получения социального жилья.