0
1060
Газета Экономика Интернет-версия

14.02.2005 00:00:00

«Сам факт, что выпадает одна колонна, а рушится, подобно карточному домику, все строение, вызывает недоумение»

Тэги: толкачев, трансвааль, годовщина, следствие


– Александр Васильевич, почему до сих пор не выяснены причины этой катастрофы?

 

– Действительно, выводы о причинах обрушения «Трансвааля» сложно делать даже спустя год. Комиссия продолжает работу. Я вхожу в ее состав. Но что можно и нужно сказать хотя бы и в предварительном порядке. Следует признать, что площадка под строительство такого рода объекта была выбрана не самая лучшая, с насыпным грунтом, с определенным уклоном. К организации, проводившей изыскательские работы перед началом строительства, сложно предъявлять какие-либо претензии. Специалисты на этот счет дали подробную информацию. Строители вроде бы тоже все учли, сделали подо всем фундаментом бетонную плиту. Вместе с тем внятного ответа на вопрос, почему они обошлись без свай, что обеспечило бы большую прочность конструкции, я не услышал.

 

– Говорили, что под аквапарком произошла подвижка грунта. Это соответствует действительности?

 

– Предположение о том, что к необратимым последствиям привела подвижка грунта, не нашли подтверждения. Зато вскрылись другие огрехи. Так, в проекте было предусмотрено применение перекрытий из металлоконструкций, которые заменили на монолитные бетонные. Однако для аквапарка, где постоянные испарения и повышенная влажность, монолитные бетонные перекрытия и колонны не годятся. Бетон, как известно, хорошо впитывает влагу, теряя прочность. Вот это действительно могло явиться предпосылкой к обрушению крыши. Впрочем, должен оговориться, одной из целого ряда предпосылок. Сам факт, когда выпадает одна колонна, а рушится, подобно карточному домику, все строение, вызывает недоумение. Где же запас прочности, необходимый сооружению, рассчитанному на пребывание сотен людей? Это вопрос уже к тем, кто проектировал «Трансвааль», разрабатывал техническую документацию и т.п. Ответы ищет прокуратура, расследующая уголовное дело. Не исключено, что в ближайшее время результаты работы следователей будут обнародованы. Ну а окончательные выводы о причинах трагедии сделает суд.

 

– И все-таки, Александр Васильевич, «Трансвааль» – случайность или система?

 

– Мы в прямом смысле слова живем как на вулкане, но не подозреваем об этом. Бывает в квартирах холодно из-за того, что не заделали межпанельные швы. Но бывают ситуации и серьезнее. К примеру, несколько лет назад в Москве строился дом на Мичуринском проспекте, у которого одна стена, что называется, «пошла». Позже выяснилось, что слабо провели изыскания, по всей видимости, занимались этой работой специалисты, не обладающие должной квалификацией. И вот результат┘

 

– Но это как раз обязанность лицензирующего органа, гарантировать, чтобы на рынок строительных услуг не попадали случайные организации и фирмы.

 

– Мы готовы отвечать только за тех, кому выданы лицензии. Общее их число сегодня составляет порядка 200 тысяч лицензий. Это 165 тысяч различных строительных организаций и индивидуальных предпринимателей. Но слишком привлекательным оказывается строительный рынок. В нем занято почти 7 миллионов человек. В 2003 году в нашей стране было сдано в эксплуатацию 36 миллионов квадратных метров жилья. А строить надо ежегодно как минимум 80 млн. кв. метров. Поэтому, конечно, сюда объективно будут тянуться новые фирмы, и не все из них в состоянии работать качественно.

 

– Должно ли государство заниматься лицензированием строительства? Есть мнение, что пора все либерализовать, а уж рынок сам расставит на места.

 

– К сожалению, слухи о возможном прекращении или ограничении действия системы лицензирования в строительном комплексе имеют под собой почву. Не исключено, что это случится уже в обозримом будущем. Несмотря на это, к нам обращаются за получением лицензий. Всякая уважающая себя фирма понимает, что лицензия отнюдь не формальность. Потребители нередко просто отказываются иметь дела с организациями, у которых отсутствует лицензия. Они хотят иметь о ней объективную информацию: исходные данные, какие специалисты работают, точный юридический адрес, платит ли налоги и т.п.

Лицензирование в его нынешнем виде способно дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. Не случайно на наш сайт еженедельно заглядывают почти 2 тысячи посетителей. Из Австралии, США, Канады обращаются с просьбой уточнить условия лицензирования. За прошлый год иностранным компаниям мы выдали 360 лицензий, в 2003 году – 344.

 

– Как быть, если строители некачественно выполняют работу?

 

– К нарушителям Росстрой может предъявить претензии, потребовать исправления нарушений. За прошлый год в два с лишним раза возросло количество проверок (свыше 37 тысяч). По их результатам 2570 лицензий было приостановлено. Росстрой уполномочен приостанавливать действие лицензии, информируя об этом налоговые органы, которые закрывают счета фирмы-нарушителя. Как только она устранит недостатки, сразу получает разрешение продолжить работы. Это гибкая, проверенная временем система, дающая возможность строительным организациям оперативно наводить порядок и продолжать хозяйственную деятельность.

 

– Допустим, ее разрушат. С чем тогда мы останемся?

 

– Обещают заменить лицензирование техническими регламентами, да вот беда, они пока не разработаны. Тогда к чему спешить? Непонятно. Если рубить сплеча, понадеявшись, что все решит рынок, страхование, то последствия могут быть весьма тяжелыми. Стоит ли ждать наступления страховых случаев, чтобы в очередной раз осознать эту простую истину? Кроме того, во всем мире в строительной отрасли существует система лицензирования, практически аналогичная нашей. Например, она есть в США, в Австрии, причем гораздо более строгая┘ Китай полностью заимствовал российский опыт лицензирования строительных организаций. Разве что только в Германии этим занимается общественная организация, за которой стоят почти двухвековая история, традиции┘ Однако если строительство ведется на бюджетные деньги, то немцы не доверяют общественникам, обязательно проводят государственную оценку. Так что, ставя вопрос об отмене лицензирования в строительстве, мы пытаемся изобрести нечто новое, чего не знает мировой опыт.

 

Из досье «НГ»

 

Государственное учреждение «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» (ФЦЛ) образован в 1991 году. В настоящее время 96 структурных подразделений ФЦЛ работают во всех субъектах Российской Федерации, а также два за границей – в Казахстане (Байконур) и столице Словакии Братиславе. Последний ориентирован на работу с иностранными строительными компаниями. К функциям ФЦЛ и его структурных подразделений относится организация технических мероприятий по лицензированию деятельности строительных компаний и фирм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1189
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1844
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1724
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3206

Другие новости