0
850
Газета Экономика Интернет-версия

26.08.2004 00:00:00

Трубу заменят на рельсы

Тэги: христенко, китай, нефтепровод


христенко, китай, нефтепровод В Пекине Виктору Христенко пришлось объяснять, почему нефтепровод пойдет не в Китай, а в Японию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Министру промышленности и энергетики Виктору Христенко пришлось в Китае отдуваться за отказ российского правительства от строительства восточного нефтепровода и даже его ответвления в китайский Дацин вопреки ранее достигнутым договоренностям Москвы и Пекина.

Прибыв в китайскую столицу для диалога о сотрудничестве в области энергетики и подготовки сентябрьской встречи глав правительств, глава Минпромэнерго тут же осторожно заявил, что Россия не исключает возможности строительства ответвления нефтепровода Тайшет–Находка на Китай. При этом он признал, что пока проект нефтепровода ответвления не включает. «Переходить к обсуждению этого вопроса надо на той фазе, которая будет связана с инвестиционным решением», – подчеркнул министр. Он не исключил возможность привлечения китайского капитала для строительства нефтепровода, намекнув таким образом на цену вопроса о строительстве ответвления. Пока, по его словам, говорить об этом рано, «поскольку все предыдущие проектные решения разбились об экологические и технические экспертизы, что заставило изменить маршрут». А чтобы окончательно не испортить настроения китайским коллегам, Виктор Христенко пообещал наращивать поставки российской нефти в Поднебесную по железной дороге до 10 и более млн. тонн в год.

«Динамика поставок в Китай носит не только устойчивый, но и ярко выраженный характер, – подчеркнул он. – Совсем недавно говорили об объемах до 3 млн. тонн ежегодных поставок. Сегодня уже говорим об объемах, превышающих 6 млн. тонн. Наши нефтяные железнодорожные компании «расшивают» те узлы, которые связаны с поставкой нефти в Китай по железной дороге. Поэтому достижение объемов поставок в 10 млн. тонн и более является абсолютно реальной задачей». При этом министр обошел вниманием тот факт, что железнодорожные перевозки черного золота обходятся нефтяным компаниям значительно дороже, чем транспортировка топлива через нефтепроводы. При нынешних ценах на нефть эта разница несущественна, однако в отдаленной перспективе, на которую и рассчитаны планы увеличения поставок, высокие тарифы на железнодорожные перевозки могут стать «камнем преткновения» в договоренностях.

Еще одной проблемой настоящих и будущих поставок российской нефти в Китай является тот факт, что осуществляет их нефтяная компания ЮКОС, которая со дня на день может объявить о своем банкротстве. Поэтому на всякий случай Виктор Христенко оговорился, что «Россия не связана какими-либо обязательствами по поставке нефти Китаю, эти обязательства заложены в корпоративных контрактах. У России просто есть нефть, и Россия не собирается сворачивать ее добычу, поэтому, как бы ни решались конкретные корпоративные проблемы, Россия будет лишь наращивать добычу нефти, стало быть, есть все возможности, чтобы осуществлять поставки к взаимному интересу российскими компаниями в Китай». Впрочем, китайцы тоже спешат «отодвинуться» от ЮКОСа, чтобы в случае его банкротства не остаться без нефти. «Проблема с ЮКОСом – внутреннее дело России, – подчеркивают в пресс-службе посольства КНР в Москве. – У китайской стороны нет никакого намерения вмешиваться в нее. Мы убеждены, что данная проблема не окажет негативного влияния на процесс сотрудничества в области энергетики между Китаем и Россией». Кроме того, в посольстве Китая вчера опровергли заинтересованность китайских нефтяных компаний в участии в возможном аукционе по продаже «дочки» ЮКОСа «Юганскнефтегаза».

Несмотря на «скользкую» позицию России на переговорах об энергетическом сотрудничестве, Виктор Христенко надеется, что Китай продолжит взаимодействовать с Москвой и в газовой отрасли. Напомним, недавно Поднебесная отказалась от участия российских компаний в строительстве его газопровода Запад–Восток – это стало, очевидно, симметричным ответом на нарушение Россией своих договоренностей в отношении нефтепровода Ангарск–Дацин. По мнению Виктора Христенко, не надо делать из этого «фатальных выводов». Он подчеркнул, что в настоящее время разрабатывается программа освоения газовых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, отметив перспективы сотрудничества с Китаем в этой области.

Что бы ни обещали Китаю российские министры, одних их слов Поднебесной теперь явно будет недостаточно. Спрос восточного соседа на нефть и другие энергоносители непрерывно растет, при этом у Китая есть масса оснований перестать доверять российскому правительству. Поэтому Михаилу Фрадкову в сентябре придется потрудиться, чтобы убедить китайского коллегу в искреннем намерении России сотрудничать в области энергетики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3130
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4531

Другие новости