«НГ» стали известны новые сенсационные подробности, связанные с расформированием 18-й дивизии подводных лодок, которая дислоцируется на базе Северного флота Западная Лица. Приказ об этом был подписан главкомом флота Владимиром Куроедовым еще в конце апреля.
По словам бывшего главнокомандующего ВМФ России адмирала Игоря Касатонова, большую тревогу вызывает тот факт, что, не афишируя этого события, одну из далеко не самых старых подводных лодок проекта 941 «Акула» на год раньше срока отправили на утилизацию. Тенденция очевидна. На другой подлодке аналогичного класса – «Северсталь» сегодня осталось всего 10 боеготовых ракет. И еще столько же пусковых шахт пустует.
Утилизация подводных ракетоносцев, по данным источников «НГ», ведется на деньги американских и канадских предпринимателей, которые работают вместе с российскими бизнесменами и высокопоставленными военными в этой сфере. На разделку каждой «Акулы» будет затрачено примерно 2 млн. долларов из российского бюджета. Но этих денег недостаточно для таких гигантов. Поэтому зарубежные компании выплачивают еще свыше 8 млн. долларов.
При этом с каждой атомной субмарины получают сотни тонн меди, свинца, других весьма ценных цветных металлов. Вырученные от их продажи деньги позволяют полностью окупить утилизацию и получить немалую прибыль. Кроме того, по данным Счетной палаты, например, предприятие «Звездочка» нецелевым способом использовало 75 миллионов рублей для утилизации АПЛ. И это нарушение, вероятно, только вершина «айсберга» нарушений. Так что в российских условиях деньги от утилизации самым прямым образом влияют на значительное сокращение жизни ядерного подводного флота.
Эти атомные подводные лодки, оснащенные стратегическими ракетами, непосредственно обеспечивают ядерный паритет между Россией и США. Поэтому, считает адмирал Игорь Касатонов, главком ВМФ в одиночку не может утилизировать стратегический флот, «это дело высших государственных инстанций». Окончательно разрешить сомнения по этому поводу способны лишь президентские структуры. Но они молчат.
Не могут дать вразумительного разъяснения и в главном штабе ВМФ. Ссылаются на проведение каких-то работ на подлодке, а каких именно – никто не знает. Адмирал Игорь Касатонов поясняет: модернизация – дело вполне логичное. Но это не ликвидация целого класса стратегического вооружения. Опальный адмирал Геннадий Сучков – весьма опытный флотоводец. И ложных заявлений даже в обиде на своего главкома делать не станет, не тот человек. Скорее можно допустить, что кризисная ситуация в нашем ВМФ зашла так далеко, что адмирал Сучков не обвиняет главкома ВМФ, а скорее впервые указывает, что именно во время командования российским флотом Владимиром Куроедовым с первых рубежей обороны страны снимается грозное вооружение.
Ликвидация российских подводных крейсеров коренным образом меняет равновесие стратегических сил в пользу США и НАТО. В настоящее время, по словам адмирала Геннадия Сучкова, США располагают 18 стратегическими подводными ядерными ракетоносцами. Восемь из них находится на базах в полной готовности выйти в море по первому сигналу. Непосредственно в море на так называемой боевой службе постоянно находится 4–5 атомных ракетоносцев. К этому числу следует добавить две французские и одну английскую субмарину.
Им противостоит, по данным «НГ», 14 субмарин российского ВМФ. Постоянно на боевом дежурстве находится 1–2 подводных атомных ракетоносца. В 1990 году Советский Союз располагал 62 кораблями подобного класса. Темпы ликвидации российской стратегической мощи на море продолжают нарастать, в скором времени, считают специалисты, говорить о каком-либо соотношении стратегических сил на море вообще не представится возможным.