Суд запретил ЮКОСу распоряжаться любым имуществом, кроме нефти (на фото головной офис компании в Москве).
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Одновременно с публикацией письма председателя правления НК ЮКОС Семена Кукеса, в котором он заявил о готовности продолжать объединение с «Сибнефтью», Министерство по налогам и сборам нанесло по опальной компании очередной удар. 14 апреля были утверждены результаты налоговой проверки ЮКОСа за 2000 год и вынесено требование добровольно уплатить налогов, пеней и штрафов на сумму более 99 млрд. руб. Одновременно МНС обратилось с теми же требованиями в Арбитражный суд Москвы. Уже на следующий день суд вынес постановление об обеспечении иска, запретив ЮКОСу отчуждать, обременять любым способом принадлежащее ему имущество, в том числе акции других компаний. Реестродержателям ЮКОСа запрещено вносить в реестр любые изменения, касающиеся сделок с ценными бумагами. От ограничений освободили только основную продукцию ЮКОСа. В результате запрет оказался наложен в том числе на «Сибнефть», 92% акций которой до сих пор принадлежат ЮКОСу.
Претензии налоговых органов поступили в ЮКОС 15 апреля, когда компания праздновала 11-летие, а ее топ-менеджмент общался с персоналом в регионах присутствия. В ЮКОСе подчеркивают, что компании дали всего несколько часов на выплату более 3 млрд. долл. «Решение МНС не основано на налоговом законодательстве РФ, имеет явно обвинительный, предвзятый характер, – сообщил «НГ» пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин. – Проверка налоговых органов имела явной задачей помочь Генпрокуратуре РФ придать больший вес собранным ею доказательствам в целях обвинения акционеров компании». Кроме того, «арест имущества компании является несоразмерным обеспечением требований МНС, так как только долговые финансовые вложения компании, согласно данным ее баланса, имеющимся в распоряжении МНС РФ, составляют 480 млрд. руб. Обычно меры по обеспечению выносятся в размере, соответствующем размеру исковых требований, что может быть подтверждено многочисленными судебными прецедентами». По словам Александра Шадрина, ЮКОС будет обжаловать решение арбитражного суда как в России, так и в Европейском суде по правам человека.
В МНС отвечают, что «в принятом решении отражены умышленные действия нефтяной компании ЮКОС по искусственному оформлению оборотов с нефтью и нефтепродуктами через специально созданные организации, зарегистрированные в субъектах РФ и городах, неправомерно предоставляющих дополнительные налоговые льготы». Представитель министерства заявил Интерфаксу, что «обеспечительные меры были приняты в связи с отсутствием на расчетных счетах нефтяной компании необходимых для уплаты налогов средств, а также во избежание увода активов и последующей невозможности реального взыскания сумм налогов, пеней и штрафов в случае удовлетворения иска МНС России».
Как ни странно, в явно предвзятых действиях налогового ведомства есть и явно положительные моменты для ЮКОСа, менеджмент которого упорно не хочет «разводиться» с «Сибнефтью». «Мне кажется, Кукес выступил с открытым письмом потому, что разные группировки акционеров дают ему разные команды, – сказал «НГ» аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев. – Понятно, что Millhouse Capital (бывший основной акционер «Сибнефти». – «НГ») хочет развестись с ЮКОСом, чтобы иметь возможность продать «Сибнефть» от собственного имени. Желания акционеров ЮКОСа не столь понятны. Но если предположить, что кому-то из них сделано предложение продать «Сибнефть» иностранной компании от лица ЮКОСа, а другим по-прежнему предлагают продать долю в объединенной компании, то все встает на свои места. Значит, перед менеджментом просто ставятся разные задачи – в первом случае нужно препятствовать разводу, чтобы получить контроль над компанией и продать ее, во втором – тоже препятствовать разводу, но с целью удержать компанию. Если исходить из этого, любые меры, даже такие странные, как обеспечительный иск, понятны. Ведь в результате этого судебного решения создалась правовая коллизия – даже если суд отменит допэмиссию ЮКОСа (которая в ходе объединения компаний была обменяна на 57% акций «Сибнефти». – «НГ»), акции нужно будет вернуть, а нынешнее решение этому препятствует. Такая ситуация делает бессмысленным и блокирующий пакет (26%. – «НГ»), который Millhouse Capital принадлежит в ЮКОСе. Все равно никакие инициативы бывших акционеров «Сибнефти» уже не могут быть реализованы, потому что акции физически не могут поменять владельца».
В «Сибнефти» налоговые претензии МНС к ЮКОСу комментировать отказались. Однако участники фондового рынка, очевидно, также увидели в обеспечительных мерах очередную победу ЮКОСа в борьбе за контроль над «Сибнефтью», потому что акции компании, упав после публикации эпистолы Семена Кукеса, в последующие два дня продолжили рост. Тем не менее у бывших акционеров «Сибнефти» еще остается возможность отыграться – в случае удовлетворения иска МНС к ЮКОСу компании могут пригодиться 3 млрд. долл., которые Millhouse Capital отдал бы ему в обмен на 20% акций «Сибнефти» в ходе развода.