В недрах Министерства финансов, похоже, вызрела новая суперспецслужба, и это вовсе не налоговики. Скорее всего с середины этого года уже официально Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) – преемник Комитета по финансовому мониторингу – возродит тотальный контроль за крупными покупками граждан.
Неофициально, впрочем, подобный контроль уже ведется, хотя и другим ведомством. Как на днях проговорилась начальник Управления международного сотрудничества МНС Елена Толгская, минимальная сумма сделки, которая попала в поле зрения налоговиков, составляла всего лишь 200 долл. Как объяснили представители налогового ведомства, для них любая сделка или крупная покупка представляют интерес – причем с особенной тщательностью анализируются сделки, осуществленные за границей.
Важно подчеркнуть, что эти заявления были сделаны уже в этом году, тогда как, напомним, с 1 января 2004 года контроль за соответствием расходов доходам формально отменили – такая статья исчезла из Налогового кодекса. До этого времени на протяжении нескольких лет в Налоговом кодексе существовал список покупок, которые могли заинтересовать налоговиков: недвижимость, автомобили, акции, культурные ценности и золото в слитках. Банки, риелторы и розничные торговцы должны были информировать налоговую о каждой покупке.
Теперь, казалось бы, обеспеченные граждане должны вздохнуть свободно. Увы, свято место пусто не бывает, и «выпавшее знамя» готова подхватить Федеральная служба по финансовому мониторингу под руководством Виктора Зубкова. Ориентировочно в апреле в Госдуму поступит пакет законопроектов, возрождающий контроль за движением денежных средств. В настоящее время эти предложения, разработанные еще в недрах комитета по финансовому мониторингу, находятся в администрации президента.
Населению эти предложения принесут только дополнительный жесткий контроль. Если они будут одобрены парламентом – в чем сомнений мало, то уже с 1 июля ужесточится контроль за всеми крупными покупками граждан. Источник «НГ» в ФСФМ рассказал о готовящихся переменах. Как предлагает ведомство Виктора Зубкова, все сведения о сделках по покупке недвижимости, ценных бумаг и пр. стоимостью свыше 2,5 млн. рублей (чуть больше 80 тыс. долл.) будут сообщаться в службу. Причем резко расширяется спектр организаций, которые будут обязаны делиться этой информацией: по замыслу разработчиков, докладывать о покупках граждан должны будут все профессионалы, причастные к оформлению крупных сделок: нотариусы, риелторы, страховщики, лизинговые компании, финансовые посредники. На вопрос корреспондента «НГ» о том, справится ли служба с прогнозируемым валом сведений, собеседник в службе ответил, что в море поступающей информации они захлебнуться не боятся.
Предполагается, что получаемые сведения будут анализироваться по ряду критериев – повторяемость сделки, нахождение гражданина в списке подозрительных и т.д. Как говорят в службе, если возникнут подозрения в отмыве денег, то данные будут переданы в правоохранительные органы.
Проблема, однако, в том, что вне зависимости от того, действительно ли сделка криминальна по своей сути, данные о ней навсегда окажутся в базе компьютера. По некоторым данным, за несколько лет существования КФМ в его базе собралась информация о 1,5 млн. операций на сумму в 14,5 трлн. рублей. Теперь, судя по всему, этот вал сведений будет намного больше, и рано или поздно все граждане, когда-либо покупавшие квартиры, окажутся в поле зрения государства, ведь 2,5 млн. рублей – это цена средней «двушки» в столице.
Характерно и то, что, хотя 2,5 млн. рублей – это обязательный порог для информирования службы, в ФСФМ не исключают, что в реальности сообщать будут о всех сделках – по словам источника, информация может поступать и на добровольных началах. В таком случае, может быть, анализировать придется и сделки не только в десятки тысяч долларов, но и в сотни.
А пока информацию об «анализе сделки размером в 200 долл.» собеседник расценил скорее как курьез. По словам источника, ФСФМ, напротив, предлагает повысить порог сделок, о которых необходимо сообщать властям.
Кстати, эксперты склоняются к тому, что скорее всего никакой криминальности в сделке в 200 долларов не было. Речь могла идти лишь о каких-то формально незаконных операциях – например, при открытии счета в иностранном банке гражданин обязан поставить в известность об этом факте Центробанк, а также налоговые органы по месту жительства. Причем гражданин должен дать согласие предоставлять выписки по своему счету по требованию налоговиков. Законопослушный западный банк мог попросту сообщить о факте открытия счета россиянином, попросту настучать своим налоговикам, а те «обменялись» этой информацией с российскими коллегами. Есть и другой вариант – некий россиянин, например, платя за что-либо, мог перевести со своей карты деньги за рубеж. Соответственно процессинговый центр платежной системы или банк мог передать эту информацию «налоговикам». По каким причинам это могло быть сделано и как могло быть оформлено (было ли судебное решение, например) – неизвестно. Однако по аналогии с требованиями СОРМ для операторов связи (разрешающими спецслужбам по оперативной необходимости просмотр переписки подозрительного субъекта) такой возможности исключать нельзя.
Как бы то ни было, ясно одно – государство намерено жестче, чем когда-либо, следить за доходами и расходами своих граждан. Причем под лозунгом борьбы с криминальным капиталом – а именно с этой целью изначально создавался КФМ – создается уникальная база данных, аккумулирующая информацию обо всех мало-мальски обеспеченных россиянах. Как выясняется, слежка за ними велась уже давно.