Без Фарита Газизулина и Александра Бравермана контролировать интересы государства оказалось некому.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Федеральный бюджет может недосчитаться почти 100 млрд. рублей, и все из-за благих начинаний по реорганизации правительства. Как только стало известно, что в новой структуре кабинета министров нет места для Минимущества (а его преемник – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом аккумулирует лишь часть функций прежнего ведомства), возник резонный вопрос: кто будет контролировать работу компаний с госучастием? В прошлом году Минимущество перечислило в казну 136 млрд. рублей, а в 2004 году собиралось увеличить эти поступления до 200 млрд. рублей. Однако, по мнению источника, близкого к руководству Минимущества, теперь существует угроза, что из этих 200 млрд. в федеральный бюджет вряд ли поступит даже 100 млрд.
Дело в том, что значительная часть этих поступлений – дивиденды 4,5 тысячи компаний с государственным участием. Интересы государства в них обеспечивают его представители, как правило, руководящие сотрудники Минимущества либо «профильные» министры. Они должны «выбивать» из совета директоров дивиденды, а размер последних должен быть окончательно утвержден собраниями акционеров. Проблема, однако, состоит в том, что по закону собрания акционеров должны пройти до 30 июня, а значит, советы директоров проходят уже сейчас. Но роль госпредставителей теперь резко снизилась: ведь направлены они были упраздненными ведомствами и неизвестно, останутся ли они в штате Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ). Собственно, пока нет не только штата этого агентства, но и положения о ФАУФИ – оно должно быть сформулировано лишь к началу апреля, а затем утверждено постановлением правительства. Сегодня же формально агентство не является юридическим лицом и в нем есть только один сотрудник – глава Валерий Назаров.
По мнению источника, близкого к Минимущества, решить проблему можно, если в ближайшую неделю распоряжением правительства создать агентство по управлению имуществом и обязать всех регистраторов поменять во всех документах должности госпредставителей, сохранив полномочия последних. Ведь если советы директоров сейчас примут решения, невыгодные для бюджета, то государству придется созывать внеочередные собрания.
Еще хуже обстоит дело с федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУПами). «70% из них убыточны, остальные работают «в ноль» – иными словами, тщательно скрывают свою прибыль», – говорит собеседник «НГ». Структура ФГУПов сама по себе непрозрачна. Раньше показывать прибыль их заставляло Минимущества и Минэкономразвития, но теперь делать это может только ведомство Грефа – которое также пока находится в процессе реорганизации. Под вопросом остается и получение денег от прибыли более 9,5 тысячи ФГУПов.
Непросто дело обстоит и с арендной платой. Минимущество только-только запустило процесс раздела собственности на землю (пока арендная плата поступает в местные бюджеты). В правительстве сейчас находятся соответствующие законопроекты. Теперь их судьба неясна: правительство заморозило все документы, разработанные упраздненными ведомствами.
Впрочем, как сказала «НГ» ведущий эксперт «Центра развития» Наталья Акиндинова, если вместо 160 млрд. рублей от управления имуществом госбюджет получит всего 100 млрд., то ничего страшного не произойдет. «Сейчас складывается такая ситуация, что ожидаемый профицит бюджета будет больше заложенного: если по плану этот показатель должен был составить 0,5% ВВП, то сейчас он достигнет 2–2,5% ВВП».