Отношения между слившимися в прошлом году нефтяными компаниями ЮКОС и «Сибнефть» становятся все больше похожими на войну, чем на развод. Глава ЮКОСа Семен Кукес заявил в субботу на пресс-конференции, что никаких переговоров с «Сибнефтью» – ни о слиянии, ни о разделе – компания уже не ведет. «Отношения с «Сибнефтью» находятся сейчас на уровне судебных разбирательств», – уточнил он. Однако последние события показывают, что «боевые действия» ведутся уже не только в залах суда.
В четверг Арбитражный суд Москвы запретил ЮКОСу продавать или передавать третьим лицам 57,5% принадлежащих ему после слияния акций «Сибнефти» и осуществлять какие-либо операции с 17,2% акций самого ЮКОСа, выпущенными в прошлом году для обмена на акции «Сибнефти». Судебное решение было принято в обеспечение иска двух офшорных компаний – миноритарных акционеров ЮКОСа, которые требуют признать допэмиссию незаконной. Эти компании аффилированы с бывшим акционером «Сибнефти» Millhouse Capital, и изначально их действия были направлены на то, чтобы вынудить владельцев ЮКОСа поторопиться с решением о разводе с сибирской нефтяной компанией. Однако в начале февраля стороны подписали протокол о разделе компаний, и необходимость в давлении на акционеров ЮКОСа отпала – тем не менее иск отозван не был, а слушание в Арбитражном суде продолжится сегодня.
Принятое судом решение дало ЮКОСу возможность нанести ответный удар – совет директоров отказался созвать внеочередное собрание акционеров по требованию одного из бывших владельцев «Сибнефти», которому принадлежит сейчас более 10% акций объединенной компании. На собрании акционеров предлагалось рассмотреть «сделки продажи всех принадлежащих НК ЮКОС акций ОАО «Сибнефть», а также принять решение об уменьшении уставного капитала НК ЮКОС путем выкупа акций компании у ее акционеров, что предположительно было связано с исполнением указанных сделок», – поясняется в заявлении совета директоров ЮКОСа. По сути, бывший акционер «Сибнефти» предлагал обсудить «развод» компаний. А поводом для отказа в созыве собрания акционеров ЮКОСа послужил именно запрет Арбитражного суда Москвы на совершение любых сделок отчуждения и обременения акций как НК ЮКОС, так и ОАО «Сибнефть» до вынесения окончательного решения.
«Сибнефть», в свою очередь, являясь с октября 2003 года «дочкой» ЮКОСа, затягивает предоставление ему информации, необходимой для консолидации итогов работы компании за ушедший год, а также формирования производственного и инвестиционного плана на 2004 год. Поэтому финансовая отчетность ЮКОСа за прошлый год по стандартам US GAAP получается неполной, о чем компания не преминула сообщить сразу после подведения итогов деятельности на расширенном заседании правления. Вместе с тем, несмотря на подписанный протокол о разводе, никто не отменял назначенное на 28 марта внеочередное собрание акционеров «Сибнефти», которое было инициировано ЮКОСом для изменения устава и состава совета директоров дочерней компании.
Конфликт между компаниями налицо, при этом стороны продолжают утверждать, что переговоры ведутся. Пресс-секретарь «Сибнефти» Алексей Фирсов отмечает, что «любые действия компании в отношении ЮКОСа полностью соответствуют соглашению, подписанному между Millhouse Capital и акционерами ЮКОСа» о совершении «зеркальной» сделки». Если это так, то удивительное соглашение должно было предусматривать взаимные обвинения со стороны обеих компаний, инициацию друг у друга внеочередных собраний акционеров и противодействие их проведению, а также вынос всего происходящего на обсуждение в СМИ.
Впрочем, глава ЮКОСа Семен Кукес полон оптимизма. «Производственные задачи и масштаб инвестиционной программы в текущем году являются беспрецедентными за всю историю НК ЮКОС», – заявил он в субботу на пресс-конференции. По его словам, в 2004 году компания увеличит добычу нефти (на 11,4%) и ее экспорт (на 17,3%) и оставит примерно на уровне прошлого года объемы переработки нефтепродуктов. Безусловно, включение «Сибнефти» в планы и отчетность ЮКОСа сделало бы эти цифры еще более впечатляющими, однако блудная «дочка» не торопится внести свой вклад в общие показатели объединенной компании.