Егор Гайдар делал то, чем американские специалисты никогда не занимались.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Егор Гайдар не был приглашен восстанавливать экономику Ирака. Об этом он вчера заявил на пресс-конференции, посвященной итогам поездки в эту страну. По его словам, заниматься иракской экономикой должны сами иракские власти. "В Ираке мы встретили много высококвалифицированных экономистов, которые сами способны руководить восстановлением экономики. Другое дело, что перед ними сейчас стоят задачи, с которыми они никогда прежде не сталкивались", - пояснил он. Именно в решении этих задач готов участвовать бывший российский премьер: "Если я смогу помочь, значит, надо помочь". При этом он рассказал, что не собирается уподобляться тем иностранным специалистам, которые приезжают в другую страну и начинают учить местные власти, как им надо поступать. "Ничему учить иракцев мы не собираемся. Мы можем объяснить ситуацию, но принимать решения они должны сами", - заявил Гайдар.
В то же время Гайдар полагает, что иракцы считают полезным его российский опыт реформаторства. По его словам, "в Америке тоже есть прекрасные специалисты, но никому из них не приходилось размораживать цены, проводить массовую либерализацию, вырабатывать экономическую политику, когда в стране нет механизма обеспечения законности и порядка".
По мнению Егора Гайдара, в поствоенном Ираке придется провести либеральные реформы, отчасти похожие на те, что начались в России в 1991 году. Однако есть и определенные различия. В частности, это касается либерализации цен. В Ираке существовала система рационализации, то есть обеспечение населения продуктами по ценам ниже рыночных, а на целый ряд товаров (например, на бензин) цены устанавливало государство. Но такая система, по мнению Гайдара, может действовать либо в условиях войны, либо в условиях тоталитарного режима, а потому ее лучше поскорее отменить.
Вопрос приватизации иракского нефтяного комплекса, по словам Егора Гайдара, даже не обсуждался. "У меня есть мысли по этому поводу, но я их лучше оставлю при себе", - сказал он. Но он считает, что остальные секторы экономики нужно приватизировать. Правда, прежде чем приступить к этому, следует дождаться появления в Ираке общепризнанного правительства. "Пока в Ираке нет легитимного режима, любые решения подобного рода могут быть потом оспорены. Я сторонник того, что нужно понимать необходимость приватизации, готовиться к ней, но не слишком спешить", - сказал экономист.
Относительно же сотрудничества Ирака с Россией Егор Тимурович высказал желание, чтобы наша страна участвовала в восстановлении Ирака. При этом у России есть серьезные перспективы в этой области, поскольку у российских компаний заключено много контрактов с этой страной, кроме того большая часть инфраструктуры Ирака ориентирована на российский оборот. Вот здесь-то и должен пригодиться опыт российских специалистов.
Саму страну Егор Тимурович нашел не слишком пострадавшей от войны. В основном разрушения сказались на системах коммуникаций. Именно небольшие разрушения и то, что мировое сообщество очень заинтересовано в восстановлении экономики в Ираке (где в отличие от России именно внешнее вторжение привело к нынешней ситуации), должно помочь стране быстрее вернуться к нормальной жизни. По прогнозу Гайдара, экономический рост в Ираке наступит несколько быстрее, чем это было в России, где рост стал заметен на 5-7-й год после начала реформ. Оптимистический прогноз на этот счет Гайдар обосновал тем, что иракская экономика во многом связана с нефтью. Поэтому, если серьезной помощи, прежде всего направленной на восстановление функционирования нефтяных компаний, не будет, процесс восстановления страны может затянуться надолго.