В полку парламентариев, посылающих запросы по поводу деятельности ЮКОСа, прибыло. Со своими весьма актуальными предложениями к силовикам по проверке очередного факта из биографии опальной компании обратился зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Валерий Манилов. В отличие от думских "подписантов" сенатор отправил запрос не в Генпрокуратуру, а к министру внутренних дел Борису Грызлову. Видимо, считая, что Грызлов в ситуации с ЮКОСом ведет себя чересчур пассивно, Манилов просит его во имя "эффективной защиты национальных интересов и безопасности России проведение проверки взять под личный контроль".
Как пояснил Манилов корреспонденту "НГ", он имеет в виду недавние статьи в "России", "Новых известиях", "Российских вестях", которые вышли почти одновременно, с похожими заголовками ("Семь бед Ходорковского", "33 несчастья Ходорковского") и касались одной и той же истории - проверки налоговой полиции по Томской области, проведенной в 2000 году. Налоговики требовали возбуждения уголовного дела, но прокуратура состава преступления в то время не обнаружила. И вот сейчас журналисты, а вслед за ними генерал Манилов предлагают этот состав все-таки поискать.
"Для меня поводом для обращения стали именно эти конкретные факты, выявленные правоохранительными органами, о которых сообщили центральные СМИ, - утверждает генерал. - И то, что дело не доведено до конца. В этой связи у меня возникли соображения. Мы с вами усиленно, энергично строим демократическое общество, в котором, как известно, истину можно установить только в установленном законом порядке. Виновен или невиновен в процессуальном плане - только суд может установить, так это или нет. Во-вторых, мы строим гражданское общество, и оно предполагает транспарентность, прозрачность деятельности, в частности, СМИ. Не просто прокукарекал, а там хоть не рассветай. Раз газеты публикуют какие-то факты, они должны быть проверены, и если есть преступление, то оно неотвратимо будет наказано".
Итак, парламентские запросы по "делу ЮКОСа" появляются практически в ежедневном ритме. Но в отличие от Манилова другие "подписанты" отказываются комментировать свою позицию, избегая общения не только с прессой, но и с товарищами по фракциям. Корреспондент "НГ", потратив немало сил и времени на поиски депутатов Михаила Бугеры и Николая Дайхеса, обнаружил, что в наиболее благоприятные для своего "промоушена" дни эти политики на рабочем месте отсутствовали.
Поиски депутата Бугеры корреспондент "НГ" предпринял по двум направлениям: в группе "Регионы России", заместителем председателя которой он является, и в комитете по природным ресурсам и природопользованию, где он состоит рядовым членом. И тут и там точной информации поначалу получить не удалось. Кабинет депутата пустовал - его дверь была на сигнализации. Руководитель депутатской группы "Регионы России" Олег Морозов также не знал точного местонахождения коллеги и даже не имел с ним устойчивой телефонной связи.
Однако потом все же удалось выяснить совершенно точно, что в день появления сведений об очередной атаке на ЮКОС, ставшей возможной благодаря жалобам Михаила Бугеры, сам он благополучно отдыхал в Испании и в родные пределы в ближайшее время не собирался. По сведениям из аппарата думского комитета, в котором трудится депутат, в России он появится с 24 июля. Интересно, что коллеги Бугеры, сотрудничающие с ним уже не первый год, искренне удивляются такому успеху его творчества у правоохранительных органов, замечая, что прежде тот никогда не считался в Думе плодотворным "заявителем".
Аналогичная ситуация - полное нежелание накануне выборов получить изрядную возможность для бесплатного пиара и длительное отсутствие на рабочем месте в самые горячие дни - сложилась и с другим недоброжелателем ЮКОСа, членом фракции КПРФ Николаем Дайхесом. Секретарь ЦК КПРФ Виктор Пешков сказал корреспонденту "НГ", что руководство партии ничего не знает об инициативе Дайхеса, и предположил, что это, видимо, какие-то персональные игры.
Сам же депутат, естественно, на рабочем месте отсутствовал, по одному мобильному телефону доступен не был - на звонки отвечала не желающая представиться женщина, а по другому говорил чрезвычайно строго. Корреспонденту "НГ" он сообщил, что с журналистами не может говорить по телефону, а "особенно по мобильному в отпускное время". Отпуск же этого депутата продлится долго, и поэтому "на все ваши вопросы я смогу подробно ответить в сентябре". Все дальнейшие попытки спросить хотя бы что-то по существу дела Николай Дайхес остановил фразой "молодой человек, оставьте меня в покое" и затем "дал отбой".