Главнокомандующий Военно-воздушными силами России Владимир Михайлов принял личное участие в знаковом для его вида войск событии - выкатке первого учебно-боевого самолета Як-130. Впервые после 1991 года ВВС получили новую серийную машину. Торжественная церемония состоялась 30 мая на аэродроме нижегородского авиационного завода "Сокол". В кабине новой машины генерал-полковник Михайлов пробыл около 20 минут, внимательно изучая состав бортового оборудования.
Своими впечатлениями он поделился с корреспондентом "НГ": "Это прекрасная машина, которую все так ждали. В 2002 году денег было мало, но мы смогли запустить на поток три самолета. А в 2005-м у нас уже будет одна эскадрилья Як-130". Общий объем затрат по программе Як-130 оценивается примерно в 200 млн. долл., из них 85% вложено ОКБ имени Яковлева и 15% - Министерством обороны РФ.
Новая машина - это не только "летающая парта" для молодых пилотов, но и полноценный легкий штурмовик. В конфликтах ограниченной интенсивности, характерных для многих регионов мира и стран СНГ, Як-130 станет составной частью единого разведывательно-ударного комплекса, включающего беспилотные летательные аппараты и наземных авиационных наводчиков, действующих в боевых порядках войск.
Як-130 отличается совершенной аэродинамикой и высокой (порядка 0,85) тяговооруженностью. Ресурс рассчитан на 10 тыс. часов налета и 30 лет календарного срока. Самолет может нести боевую нагрузку массой до 3 тонн. В состав вооружения входят управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-73 с ИК-наведением и "воздух-поверхность" Х-25 с лазерным наведением, а также корректируемая авиабомба КАБ-500 Кр. Кроме того, предусмотрена подвеска блоков неуправляемых авиационных ракет Б-8М и Б-13, авиабомб калибра 250 и 500 кг, а под фюзеляжем - контейнера с пушкой ГШ-23.
По словам Владимира Михайлова, в перспективе ВВС России намерены закупить около двухсот Як-130. Потребность же мирового рынка в самолетах данного класса, по оценкам экспертов, составляет от 800 до 1200 машин.
Нижний Новгород-Москва