К 1 мая в России появится национальная программа "Вода России - XXI век". Последние штрихи в документ перед сдачей "наверх" вчера вносила рабочая группа Госсовета при президенте. Нынешнее состояние водоресурсов, как следует из доклада экспертов, от времени отстало. В некоторых городах, как заметил "НГ" один из участников совещания, еще с царских времен "устояли" водопроводы из лиственницы. На благо населения используется лишь 2% богатейшего водного потенциала России, да и те опасны для здоровья. Общий для населения, экономики и природы России ущерб только от "грязной" воды оценивается почти в 70 млрд. рублей. Системы очистки работают безобразно, законодательство буксует, "экономические стимулы рационального водопользования отсутствуют".
По средним подсчетам, как замечают в группе, на антикризисную программу понадобится не менее триллиона рублей. Без совершенствования экономических механизмов, как отметил замминистра природы Николай Тарасов, реанимация водного хозяйства невозможна. Основными источниками финансирования "водных процедур" Тарасов объявил платежи за пользование водными объектами. Для этого придется "изменить формы владения" соответствующей собственностью. То есть усовершенствовать налогообложение объектов или же передавать собственность нерадивого пользователя региональным властям. В дальнейшем же бюджетную составляющую планируют сокращать за счет увеличения инвестиций и грантов.
Экономическую эффективность идеи московского мэра Юрия Лужкова о переброске рек и продаже воды, о которой вспомнил кто-то из сидевших на "приставных стульях", за столом не оценили. Ведущий заседание глава рабочей группы Владимир Чуб заявил собравшимся, что это личное мнение Лужкова, которое "не относится к национальной программе, а является полем для дискуссий". Поэтому после непродолжительного обсуждения от упоминания в государственных планах идеи мэра решили отказаться.
"У нас другая тематика, - объяснил Чуб обозревателю "НГ", - Лужков говорил о способе заработать, а у нас вопросы обеспечения водой населения, повышения качества воды, противодействие паводкам". При этом Чуб отметил, что от инициативы Лужкова "никто не уходит - просто это очень длинный разговор".
Национальную же программу должны реализовать к 2015 году. Если стратегию утвердит все губернаторское собрание, дискуссий хватит и без Лужкова. Вчера разработчики обнаружили, что в уже четвертой редакции труда не учтены важные международные аспекты водопользования (для чего решили пригласить на президиум Госсовета главу МИДа Игоря Иванова), а также постоянно меняющееся законодательство. Так, санитарный врач Онищенко указал, что в текстах упоминается ГОСТ 1984 года, "хотя вся нормативная база давно обновлена". Удивление экспертов вызвал и перечень законов, так или иначе связанных с биоресурсами: зачем упомянуты нормативы, докладчики не написали. Удивленному Онищенко Чуб, в частности, объяснил, что в связи с новой обобщающей программой в акты, видимо, придется вносить изменения. "Закон о безопасности гидротехнических сооружений - отличный. Не надо, чтобы наша группа лила воду не на ту мельницу", - взбудоражил такой ответ замминистра транспорта Николая Смирнова. В результате запутавшись, группа вообще решила "изъять" перечень из программы - над приведением в соответствие новым водным целям законов пусть корпят другие. Рабочая группа согласилась с мнением, что она лишь предлагает стратегию, "а потом будет поручение правительству, Минприроде, Госдуме. Главное - на проблему указать, не законы давать, а направления". Одним из главных векторов Национальной программы докладчики назвали "ликвидацию многолетней ведомственной и территориальной разобщенности". На этот раз "в сфере водопользования".