0
1040
Газета Экономика Интернет-версия

09.04.2003 00:00:00

Особенности национального бюджетного процесса

Тэги: дума, бюджет, приоритеты, принятие


В России, из-за несовершенства политической системы и в силу особенностей национального характера, решения принимаются с большим запозданием и, как правило, в авральном порядке. Бюджет 2004 года в этом смысле - не исключение. Базовые для него моменты не определены до сих пор. Поэтому разговор о параметрах бюджета-2004 и трехлетнего финансового плана сдвигается на май.

Правда, за последнее время мы как-то привыкли, что бюджеты мало чем друг от друга отличаются. Благодаря экономическому росту и высоким ценам на нефть и другие сырьевые товары они из года в год сводились с профицитом. В результате государство даже накопило "жирок" примерно в 260 млрд. руб., которые в виде финансового резерва лежат на счетах правительства в ЦБ. Аналогичный резерв - примерно 130 млрд. руб. - образовался и у Пенсионного фонда. К сожалению, эти деньги не были потрачены на структурные реформы, за исключением, пожалуй, судебной, которая хоть и с переменным успехом, но все-таки продвигается. Естественно, встает вопрос: продолжать ли ту же линию в 2004 году?

Сейчас идет дискуссия по ряду среднесрочных вопросов. Первый - это налоговая реформа. Снизить со следующего года единый социальный налог или изменить механизм возмещения НДС по капитальным вложениям и по экспорту? Если да, то не будет такого масштабного профицита примерно 2% ВВП, который был последние три года. С другой стороны, накопленный финансовый резерв служит своего рода демпфером при возможных потерях. А при легализации доходов потери будут минимальны.

Кроме того, не внесены в Думу рассмотренные правительством законопроекты по имущественным налогам, хотя они составляют значительную долю доходов субъектов Российской Федерации. Не закончена работа по госпошлине и целому ряду ресурсных налогов - например, таких, как земельный и водный. Ясно одно: решения, касающиеся налоговой реформы, должны предшествовать обсуждению параметров бюджета.

Второй вопрос - это стабилизационный фонд. С нашей точки зрения, он должен выполнять функции резервного фонда на случай неблагоприятной конъюнктуры. Его ресурсы можно использовать как для досрочного погашения государственных долгов, так и для текущих расходов в периоды низких цен на нефть и газ, но по специальному решению парламента.

Однако до сих пор неясно, будет стабилизационный фонд создан в 2004 году или нет. Правительство наконец согласилось, что он нужен, Минфин предложил его концепцию, она обсуждалась, но окончательно принята не была. А ведь, согласно этой концепции, часть доходов бюджета, в частности экспортные пошлины на нефть и газ и налог на добычу природных ресурсов, сразу пойдет в стабилизационный фонд, куда, кроме того, будут зачисляться и переходящие остатки на конец года.

Третий вопрос - реформа местного самоуправления и власти в регионах: какие налоги останутся за федеральным бюджетом, какие отойдут на региональный уровень? Проекты изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые закрепляют налоговые источники между уровнями бюджетов, в Думу до сих пор не внесены.

Четвертый вопрос, который, как мне кажется, в правительстве уже решен, но об этом еще не объявлено: как будет строиться оплата труда бюджетников? До октября этого года действует единая тарифная сетка (ЕТС). Правительство собиралось с 1 октября увеличить зарплату в среднем на 33% и ЕТС отменить, введя вместо нее несколько отраслевых систем оплаты труда. Причем предполагалось, что регионы сами будут платить бюджетникам исходя из собственных доходов. Конечно, при условии, что им эти доходы будут обеспечены, в чем, кстати, всегда существуют сомнения. Однако скорее всего отказа от ЕТС в этом году не произойдет.

Но тогда уже в четвертом квартале этого года федеральный бюджет должен добавить регионам около 30 млрд. руб. финансовой помощи, чтобы они заплатили у себя зарплату бюджетникам, и в сентябре надо вносить в него поправку. А на следующий год федеральный бюджет должен либо зарезервировать за регионами гораздо большие суммы, либо закрепить за ними какие-то доходные источники.

И, наконец, последний вопрос: собирается ли правительство в 2004 году делать что-либо в области структурных реформ? Есть, например, целый ряд элементов военной реформы, которые требуют денег: перевооружение, реорганизация армии, создание частей постоянного базирования. Но будет ли хоть что-то делаться в этом направлении в 2004-2006 годах? Будет ли государство строить инфраструктурные объекты? Продолжится ли модернизация образования? У каждой страны есть определенный набор приоритетов, и она выбирает, на какие из них направить бюджетные средства в тот или иной период. Поэтому хотелось бы понять, какие именно приоритеты выберет для себя наше правительство в 2004-2006 годах. Или не выберет никаких и будет двигаться так же, как последние два года, что тоже, подозреваю, вполне возможно.

А поскольку ответов на все эти вопросы на сегодняшний день нет, говорить что-либо внятное о бюджете 2004 года и бюджетной политике на среднесрочную перспективу пока невозможно. Но принимать решения правительству все равно придется...

Между тем вопросы, касающиеся налоговой реформы, стабилизационного фонда и распределения налогов, требуют еще и решения законодателей. А Дума по графику заканчивает свою работу во второй половине июня. Даже если соответствующие законы будут внесены в конце апреля, остались половина мая и пол-июня. Таким образом, сегодня очевидно, что решения по этим вопросам будут, как всегда, в спешке приниматься правительством в конце апреля или в середине мая, а затем Думу "попросят" их принять за вторую половину мая и июнь. И нам опять, видимо, придется работать не только в июне, но и в июле, в авральном режиме принимая решения, которые послужат основой бюджета. А аврал как в правительстве, так и в Думе ничем хорошим не заканчивается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1340
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1527
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1638
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3896

Другие новости