Прошедшее в пятницу итоговое заседание коллегии Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) оказалось сенсационным - из-за откровенного критического выступления председателя правительства Михаила Касьянова и последовавшей за ним дискуссии между ним и министром финансов Алексеем Кудриным.
Публичная полемика между Касьяновым и руководителями экономических ведомств, продолжавшаяся два дня кряду, сразу породила массу слухов о серьезнейшем расколе в правительстве.
"НГ" решила выяснить, как оценивают вероятность перемен в правительстве - на сей раз в ведомствах, отвечающих за экономику страны, - в самом кабинете министров, а также ведущие эксперты-политологи и экономисты.
Алексей Волин, заместитель руководителя аппарата правительства:
- Сегодня речь идет не о тонкой "настройке" кабинета, а об административной реформе. Она связана с изменениями не профессиональными и не министерскими. Я бы не говорил о том, что существуют очень сильные резкие противоречия внутри кабинета правительства, потому что, насколько мне известно, и Кудрин, и Греф также полностью разделяют точку зрения о необходимости избавиться от дублирующих функций, о необходимости определиться, кто является правоустанавливающим ведомством, а кто - правоприменительным.
Поэтому я бы не говорил о существовании каких-либо перепалок и противоречий.
Это были мнения по вопросам налоговой реформы и по ряду экономических проблем. И это достаточно рабочая ситуация. Поживем - увидим. Правительство сейчас работает над проектом административной реформы, который включает в себя разделение ведомств на правоустанавливающие, правоприменительные и оказывающие услуги. И только после того, когда эта работа будет завершена, станет ясно - в каких блоках и какие произойдут изменения. Не исключено, что представление об этом появится уже в этом году.
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:
- Перестановки, которые произвел президент, вовсе не относились только к силовому блоку. Речь идет о политической, а не о силовой реформе. Это, безусловно, сигнал правительству. И он, по-моему, в правительстве принят и оценен - судя по тому, что мы слышим от Касьянова. В нашей системе, в позиции правительства между Думой, президентом и его аппаратом, конституционно заложена тенденция на мягкое вытеснение президента из реальной политики. Премьер превращается в квазипрезидента, становится объектом дискуссии о будущем президенте. Эта тенденция дальше коммерциализуется заинтересованными группами влияния. Путин показал, что он не принимает этой тенденции и в случае, где он считает нужным, предпримет любые меры, находящиеся в его компетенции. Поэтому реформы в экономическом блоке не будут подчинены внутренним задачам балансирования правительства между аппаратом и Думой, я бы сказал, "квазипрезидентскому балансированию". Нет, это будет подчинено задаче ясности не только президентской вертикали контроля власти, но и одновременно ее политического наполнения. То есть президент в каком-то смысле переступает через правительство, делает шаг навстречу политической программе реформ в экономике, в обществе, которые и составят повестку будущих выборов, как думских, так и президентских. Я думаю, что реформы в экономическом блоке правительства будут подчинены именно этой повестке дня.
Александр Шохин, депутат Госдумы, председатель Наблюдательного совета и партнер ИГ "Ренессанс Капитал":
- Судя по всему, после реорганизации силовой части правительства не исключена корректировка и его экономической части. Тем более что об этом довольно давно и подробно говорят в контексте административной реформы. И хотя программа реформы, судя по письму Касьянова президенту, рассчитана на два года (2003 год отводится подготовке соответствующих решений, а их реализация намечалась на 2004 год), не исключено, что президент решил все-таки ускорить эту работу. Я не исключаю, что изменения в силовом блоке, о которых до последнего момента никто не догадывался, могли породить у членов кабинета ощущение, что и с экономическим блоком может произойти нечто подобное. А поскольку в свои планы президент пока никого не посвящает, каждая сторона пытается сформулировать свою позицию в надежде, что она будет принята в расчет. И в этой связи публичная полемика - в некотором смысле "фиксация активной жизненной позиции" в условиях, когда многим участникам, в том числе премьеру, кажется, что президент может ускорить реформирование кабинета. Хотя с формальной точки зрения в основе этой публичной полемики - налоговая реформа. Сам премьер не стал бы подталкивать президента к решению, не предполагая, что оно у него созрело, - в отношениях с президентом Касьянов человек достаточно деликатный.
Сергей Алексашенко, заместитель генерального директора ХК "Интеррос":
- Никакой "жесткой настройки" экономического блока правительства не будет. Тем более что это довольно бессмысленно. Можно, конечно, и Минфин заставить работать, и МЭРТ. Но если люди три года просидели в своих кабинетах и не поняли, для чего они там сидят, - все бесполезно. Нужны не перестановки тех или иных персон, а перестройка всей работы правительства.
Игорь Юргенс, вице-президент, исполнительный секретарь РСПП:
- Думаю, что все сведется к "мягкой настройке" правительства. Сейчас в тяжелом конфликте сошлись две школы, которые условно называют "московской" и "питерской". Этот конфликт зашел настолько далеко, что в рамках непубличных процедур - правительственных согласований и т.д. - найти решение не смогли, в него публично включился премьер-министр, поэтому нужен "независимый арбитр". Иначе могут возобладать клановые интересы, а не интересы страны в целом. У нас по Конституции президентская республика, поэтому президенту и решать. В обеих группах люди неглупые и с большими ресурсами. И президент, как человек над схваткой, может добиться, чтобы в этот тяжелый предвыборный период они все-таки вместе поработали на модернизацию.