Состояние дел в "Газпроме" потребовало вмешательства сразу двух министров российского правительства. Как стало известно "НГ", на прошедшем во вторник вечером совете директоров газовой компании по инициативе вице-премьера Виктора Христенко состоялся довольно жесткий "разбор полетов" в отношении газпромовских намерений изменить систему внутренних продаж газа.
Как уже писала "Независимая газета", глава концерна Алексей Миллер в конце 2002 года решил изменить систему внутренней торговли газом и полностью сконцентрировать ее в руках департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов. При этом департаменту поручалось за полтора месяца перезаключить с потребителями 60 тысяч договоров.
Задание перестроить в такой короткий срок всю внутреннюю торговлю могло привести к неразберихе и массовым отключениям потребителей - и это в предвыборный год.
По информации "НГ", выступивший на совете директоров концерна Виктор Христенко подверг эти действия Алексея Миллера жесткой критике. И теперь к решению внутренних управленческих проблем "Газпрома" будет подключено Минэкономразвития (Герман Греф, как и Виктор Христенко, входит в совет директоров "Газпрома"). В пресс-релизе "Газпрома" сообщается, что "Совет директоров поручил правлению с привлечением специалистов Минэкономразвития в месячный срок разработать и внести на утверждение Совета директоров ОАО "Газпром" документ о порядке реализации газа потребителям Российской Федерации". Однако совет директоров - это не тот орган, который может давать поручения "привлечь специалистов Минэкономразвития". Такие поручения может давать человек со статусом не ниже вице-премьера. По сути, участие Минэкономразвития в разработке механизмов реализации газа на внутреннем рынке означает только одно: правительство берет крупнейшую газовую компанию на буксир.
Внутренние продажи газа оказались не единственным камнем преткновения в дискуссиях между высшими менеджерами компании и представителями государства в совете директоров. Пресс-служба "Газпрома" сообщает, что совет директоров утвердил "в основном" бюджет, инвестиционную программу и программу сокращения затрат компании на 2003 год. Но бюджет - это не такая штука, которую утверждают "в основном". Он либо утверждается целиком и только тогда становится документом, по которому живет компания, либо отправляется на доработку. И в самом деле, как сообщает Интерфакс, ряд статей будет рассмотрен на следующем собрании совета директоров 25 февраля. Тогда, вероятно, и можно будет говорить об утверждении бюджета "Газпрома". Основные финансовые требования к компании известны: это снижение объема внешних заимствований с 14,7 млрд. до 10,9 млрд. долл. и одновременное снижение расходов на 40 млрд. руб. Выполнить такое финансовое задание будет очень непросто.
В эти же дни к разруливанию газпромовских неурядиц подключился еще один член правительства - министр по делам печати и телерадиовещания Михаил Лесин. До этого он предпочитал не вмешиваться во внутренние разногласия хозяйствующих субъектов. Но теперь переменил тактику и встретился с Алексеем Миллером, чтобы обсудить проблемы НТВ, входящего в холдинг "Газпром-медиа". Скандал на телеканале, происшедший вследствие новых газпромовских назначений в холдинге, чреват полным развалом НТВ. Видимо, в руководстве страны посчитали, что кадровые решения "Газпрома" в предвыборный год не должны давать пищу для новых разговоров о гонениях на журналистов и об уничтожении неугодного телеканала.
Виктор Христенко и Михаил Лесин - люди опытные и осторожные. По собственной инициативе они вряд ли стали бы вмешиваться в деятельность "Газпрома". По крайней мере трудно себе представить реализацию подобных инициатив Христенко и Лесина без негласной санкции Путина или Касьянова. По сути же, вмешательство вице-премьера и министра печати вполне можно назвать введением в "Газпроме" своеобразного внешнего управления.
Платежный баланс (бюджет) ОАО "Газпром" на 2003 г.
(проект, который не был полностью утвержден на совете директоров компании 4 февраля 2003 года)
# приложен. |
# п/п |
═ |
2003 |
|||
всего |
в т.ч. |
|||||
денежные средства |
векселя и др. ц/б |
прочие |
||||
I. ДОХОДЫ |
||||||
1. | 1. | Доходы от продаж | 940076 | 854921 | 12782 | 72373 |
═ | 1.1 | Доходы от продажи газа | 758101 | 672946 | 12782 | 72373 |
Экспорт газа |
501206 | 428833 | ═ | 72373 | ||
═ | ═ | Дальнее зарубежье | 430135 | 405311 | ═ | 24824 |
═ | ═ | СНГ | 60938 | 13413 | ═ | 47525 |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | Украина | 44048 | ═ | ═ | 44048 |
═ | ═ | Беларусь | 10847 | 9101 | ═ | 1746 |
═ | ═ | Молдова | 6043 | 4312 | ═ | 1731 |
═ | ═ | Прибалтика | 10133 | 10109 | ═ | 24 |
═ | ═ | ООО "Межрегионгаз" | 256895 | 244113 | 12782 | ═ |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | по свободным ценам | 12128 | 12128 | ═ | ═ |
2. | 1.2. | Услуги по транспорту газа | 28253 | 28253 | ═ | ═ |
═ | 1.3. | Услуги по хранению газа | 300 | 300 | ═ | ═ |
═ | 1.4. | Предоставление имущества в аренду | 120787 | 120787 | ═ | ═ |
═ | 1.5. | Погашение дебиторской задолженности | 30000 | 30000 | ═ | ═ |
3. | 1.6. | Прочие доходы от продаж | 2635 | 2635 | ═ | ═ |
4. | 2. | Прочие доходы и поступления | 17899 | 17899 | ═ | ═ |
═ | 2.1. | Прочие доходы | 7222 | 7222 | ═ | ═ |
═ | ═ | Доходы от участия в других организациях | 5722 | 5722 | ═ | ═ |
═ | ═ | Проценты к получению | 1500 | 1500 | ═ | ═ |
═ | 2.2. | Поступления | 10677 | 10677 | ═ | ═ |
═ | ═ | в т.ч. возмещение задолженности по НДС по введенным объектам капитального строительства | 10000 | 10000 | ═ | ═ |
5. | 3. | Реализация непрофильных и неэффективных активов | 6000 | 6000 | ═ | ═ |
ВСЕГО доходов и поступлений |
963975 | 878820 | 12782 | 72373 | ||
II. РАСХОДЫ |
||||||
6. | 1. | Обязательства | ═ | ═ | ═ | ═ |
═ | 1.1. | Возврат кредитов и займов | 151455 | 151455 | ═ | ═ |
═ | ═ | Долгосрочные кредиты и займы | 99180 | 99180 | ═ | ═ |
═ | ═ | Краткосрочные кредиты и займы | 52275 | 52275 | ═ | ═ |
═ | 1.2. | Погашение облигаций и выплата купонных доходов | 16701 | 16701 | ═ | ═ |
═ | 1.3. | Погашение векселей | 27232 | 27232 | ═ | ═ |
═ | 1.4. | Оплата договоров поручительства и процентов по ним | 5298 | 5298 | ═ | ═ |
ВСЕГО обязательств |
200686 | 200686 | ═ | ═ | ||
═ | 2. | Первоочередные расходы | ═ | ═ | ═ | ═ |
7. | 2.1. | Налоги администрации ОАО "Газпром" | 160702 | 160702 | ═ | ═ |
═ | 2.2. | Зарплата и единый социальный налог администрации ОАО "Газпром" | 1220 | 1220 | ═ | ═ |
═ | 2.3. | Покупка газа, услуг по транспорту и хранению газа | 377299 | 370822 | 6477 | ═ |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | покупка газа | 111990 | 110047 | 1943 | ═ |
═ | ═ | услуги по транспорту | 256496 | 252092 | 4404 | ═ |
═ | ═ | услуги по хранению газа | 8813 | 8683 | 130 | ═ |
8. | 2.4. | Транзит газа за пределами РФ | 98780 | 26407 | ═ | 72373 |
═ | ═ | Дальнее зарубежье | 43232 | 18408 | ═ | 24824 |
═ | ═ | СНГ | 52182 | 4657 | ═ | 47525 |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | Украина | 48705 | 4657 | ═ | 44048 |
═ | ═ | Беларусь | 1746 | ═ | ═ | 1746 |
═ | ═ | Молдова | 1731 | ═ | ═ | 1731 |
═ | ═ | Прибалтика | 24 | ═ | ═ | 24 |
═ | ═ | Казахстан | 2832 | 2832 | ═ | ═ |
ВСЕГО первоочередных расходов |
638001 | 559151 | 6477 | 72373 | ||
═ | 3. | Текущие расходы и погашение кредиторской задолженности | ═ | ═ | ═ | ═ |
9. | 3.1. | Расходы администрации ОАО "Газпром" | 35065 | 35065 | ═ | ═ |
═ | ═ | Покупка импортного газа | 2034 | 2034 | ═ | ═ |
═ | ═ | Импортные контракты и таможенные платежи | 2037 | 2037 | ═ | ═ |
═ | ═ | Оплата представительских расходов и за ДООО | 24 | 24 | ═ | ═ |
═ | ═ | Оплата консультационных услуг | 456 | 456 | ═ | ═ |
═ | ═ | НИОКР | 5618 | 5618 | ═ | ═ |
═ | ═ | Расходы на реализацию Программы поддержки культуры и спорта | 1500 | 1500 | ═ | ═ |
═ | ═ | Расходы на оплату рекламных услуг | 2160 | 2160 | ═ | ═ |
═ | ═ | Прочие | 19236 | 19236 | ═ | ═ |
═ | ═ | Непредвиденные расходы | 2000 | 2000 | ═ | ═ |
═ | 3.2. | Выплата дивидендов | 8881 | 8881 | ═ | ═ |
═ | 3.3. | Погашение кредиторской задолженности | 23000 | 23000 | ═ | ═ |
ВСЕГО текущих расходов |
66946 | 66946 | ═ | ═ | ||
═ | 4. | Инвестиции | ═ | ═ | ═ | ═ |
10. | 4.1. | Капитальные вложения | 169809 | 160383 | 6057 | 3370 |
═ | ═ | Промышленное строительство | 166637 | 157323 | 5943 | 3370 |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | ПИР будущих лет | 742 | 716 | 26 | ═ |
═ | ═ | Геологоразведочные работы | 1066 | 1028 | 38 | ═ |
═ | ═ | Эксплуатационное бурение | 9579 | 9237 | 342 | ═ |
═ | ═ | Стройки - всего: | 154469 | 145590 | 5510 | 3370 |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | Добыча газа | 68022 | 65596 | 2426 | ═ |
═ | ═ | Транспорт газа | 76566 | 70465 | 2731 | 3370 |
═ | ═ | Переработка газа | 2674 | 2579 | 95 | ═ |
═ | ═ | ПХГ | 4559 | 4397 | 163 | ═ |
═ | ═ | Прочие | 2648 | 2554 | 94 | ═ |
═ | ═ | Непромышленное строительство | 3172 | 3059 | 113 | ═ |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | Жилищное строительство | 283 | 273 | 10 | ═ |
═ | 4.2. | Строительство за счет средств ДООО | 18291 | 18042 | 249 | ═ |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | Непромышленное строительство | 3228 | 3184 | 44 | ═ |
═ | ═ | Жилищное строительство | 2010 | 1983 | 27 | ═ |
в т.ч. |
||||||
═ | ═ | организации по добыче газа | 11889 | 11727 | 162 | ═ |
═ | ═ | организации по транспортировке газа | 6402 | 6315 | 87 | ═ |
11. | 4.3. | Финансовые вложения | 16400 | 16400 | ═ | ═ |
ВСЕГО инвестиций |
204500 | 194824 | 6306 | 3370 | ||
ВСЕГО обязательств, расходов и инвестиций |
1110133 | 1021607 | 12783 | 75743 | ||
Дефицит/профицит собственных средств |
-146158 | -142788 | ═ | -3370 | ||
12. | ═ | III. ФИНАНСОВЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ | 120000 | 116631 | ═ | 3370 |
═ | 1. | Кредиты и займы | 54801 | 51432 | ═ | 3370 |
═ | ═ | Долгосрочные кредиты и займы | 33707 | 30338 | ═ | 3370 |
═ | ═ | Краткосрочные кредиты и займы | 21094 | 21094 | ═ | ═ |
═ | 2. | Облигации | 50199 | 50199 | ═ | ═ |
═ | ═ | Валютные | 39972 | 39972 | ═ | ═ |
═ | ═ | Рублевые | 10227 | 10227 | ═ | ═ |
═ | 3. | Векселя | 15000 | 15000 | ═ | ═ |
Дефицит/профицит средств |
-26157 | -26157 | ═ | ═ |