0
1224
Газета Экономика Интернет-версия

17.12.2002 00:00:00

Справка к проекту Постановления "Об утверждении Программы заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год".

Тэги: газпром, миллер, банкрот


Конфиденциально

СПРАВКА
к проекту Постановления "Об утверждении Программы заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год".

I. Отчет об исполнении Программы заимствований на 2002 г.

Программой внешних заимствований ОАО "Газпром" в 2002 году предусматривалось привлечение иностранных заемных ресурсов с учетом использования ранее привлеченных кредитов на общую сумму 5,9 млрд. долл. США.

За период с января по октябрь с.г. в рамках Программы привлечены несвязанные долгосрочные синдицированные займы на общую сумму 647 млн. долл. США и необеспеченный займ на 200 млн. долл. США на 2-летний срок.

Для обеспечения корпоративных нужд Общества в дополнение к Программе привлечены несвязанные и необеспеченные экспортной выручкой среднесрочные займы иностранных и российских банков на общую сумму 785 млн. долл. США, включая дополнительные транши на сумму 125 млн. долл. США по итогам успешной синдикации кредитов. Осуществлено размещение на международном рынке 5-ти и 7-ми летних облигаций на общую сумму 1 млрд. 200 млн. долл. США.

В настоящее время завершается работа по привлечению среднесрочного кредита банковского синдиката на сумму 450 млн. долларов США.

Вместе с тем, привлечение связанных экспортных кредитов на сумму до 300 млн. долларов США не было осуществлено из-за отсутствия заявок заинтересованных подразделений, несмотря на достигнутые с рядом агентств экспортного кредитования договоренности о предоставлении необеспеченных гарантий. Неопределенность с товарной номенклатурой не позволяет завершить работу с экспортными агентствами в текущем году.

В связи с известными проблемами остается нереализованным ряд сделок по привлечению ресурсов для инвестиционных проектов. В частности, ввиду пересмотра размеров инвестиций и переноса сроков осуществления проектов отложена организация финансирования участия ОАО "Газпром" в словацкой компании СПП и строительстве перемычки Кобрин-Капушаны. Нет окончательного решения по схеме финансирования участия Общества в проекте "Запад-Восток" в Китае.

Руководством Общества принято решение не размещать акции, находящиеся на балансе ДП "Газпромфинанс Би Ви" (Голландия), что изначально предусматривалось Программой.

Всего в январе-октябре с.г. на баланс Общества и проектных компаний (Трубопроводная компания "Голубой Поток" и Газтранзит) поступило 3,7 млрд. долл. США средне- и долгосрочных заемных ресурсов. До конца года ожидается завершение сделок на сумму 0,7-0,8 млрд. долл. США.

II. Проект Программы на 2003 г.

(1) Общая задолженность и ее обслуживание в 2003 году

Четкое исполнение Газпромом своих обязательств по договорам заимствований укрепило за Обществом репутацию надежного заемщика. За 10-летнюю кредитную историю компания не допустила случая платежного дефолта, в том числе в период финансового кризиса в России во второй половине 1998 года.

К настоящему времени общая задолженность Газпрома по всем видам заимствований составляет 14,7 млрд. долларов США. Общество располагает возможностями ее обслуживания с использованием собственных и вновь привлекаемых средств.

Вместе с тем следует признать, что нынешний уровень задолженности с точки зрения способности ОАО "Газпром" по ее обслуживанию уже приближается к предельно допустимому значению. Так, привлекаемых в 2003 году по программе заемных ресурсов (3,56 млрд. долларов) будет недостаточно для обслуживания в течение года текущей задолженности по всем видам долговых инструментов. В платежи по кредитным обязательствам предстоит выделить часть экспортных поступлений.

В течение 2003 года общая сумма платежей в обслуживание и погашение ранее привлеченных и текущих заимствований составит 7,45 млрд. долларов США, в том числе:

- по ранее привлеченным долгосрочным займам - 2,90

- по краткосрочным кредитам - 2,82

- по векселям - 0,80

- по облигациям - 0,50

- по действующим кредитам, предоставленным под поручительства ОАО "Газпром" - 0,31

- по текущим заимствованиям - 0,12

(2) Особенности заимствований на внутреннем рынке.

Проектом Программы заимствований на 2003 год учитываются весьма ограниченные возможности российских банков по предоставлению Газпрому дополнительных ресурсов. Сумма выбранных займов этого сектора рынка превышает в настоящее время 2,8 млрд. долларов США. С учетом внутренних облигационных займов и суммы векселей к погашению до конца года (0,9 млрд. долларов США) ОАО "Газпром" привлек с российского рынка больше, чем банки могут предоставить в соответствии с нормативами ЦБ РФ. Это происходит ввиду превышения нормативов главным образом тремя банками - Сбербанком России, Внешторгбанком и Газпромбанком. Таким образом, в работе с российскими банками основной упор в Программе на 2003 год сделан на осуществлении револьверных операций, позволяющих по существу отложить на более поздний период окончательное погашение ранее полученных займов.

(3) Предложения по проекту Программы заимствования и размещения ценных бумаг на 2003 г.

Возможность внешних заимствований в 2003 году на рынке банковских кредитов будет определяться готовностью прежде всего зарубежных кредиторов предоставлять заемные ресурсы ОАО "Газпром" на приемлемых условиях.

Проект Программы заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год составлен с учетом в целом благоприятной для займов ОАО "Газпром" текущей ситуации на международном банковском рынке, успешного размещения еврооблигаций и коммерческих бумаг. Как ожидается, сохранится интерес финансовых институтов к предоставлению Обществу несвязанных займов под уступку экспортной выручки, готовность зарубежных банков предоставлять ОАО "Газпром" экспортные кредиты для финансирования товарных закупок под необеспеченные гарантии ряда европейских агентств экспортного кредитования. Представляется возможным продолжить привлечение необеспеченных банковских займов на срок до 2-х лет и размещение облигаций на сроки до 10-ти лет.

Вместе с тем существует ряд негативных факторов, сказывающихся на объемах возможных заимствований в 2003 году. Прежде всего, большой текущий размер кредиторской задолженности при значительной доле краткосрочных займов, а также наличие в портфелях многих кредиторов ОАО "Газпром" долговых обязательств Общества близких к максимальным лимитам, установленным кредитными комитетами банков.

Возможности привлечения обеспеченных займов на приемлемых условиях объективно ограничиваются отсутствием соответствующего кредитного обеспечения. Обременение экспортной выручки по действующим контрактам на поставку газа западноевропейским потребителям традиционно является привлекательным, а в большинстве случаев и единственно приемлемым для зарубежных банков обеспечением займов. В итоге в действующих кредитах обременено около 70% совокупной экспортной выручки, в том числе 97% выручки по контрактам с первоклассными европейскими партнерами (хотя, по мнению экспертов Европейского банка реконструкции и развития и других банков-кредиторов, этот показатель не должен превышать 60%).

Свободный остаток обеспечения, гарантирующего ОАО "Газпром" возможность оперативной организации среднесрочных иностранных займов, в том числе для замещения краткосрочной задолженности, сводится по существу к двум необремененным контрактам (с Газ-де Франс и Газуни).

В отношении прочих незадействованных контрактов существуют те или иные ограничения, препятствующие их оформлению в приемлемое для банков обеспечение. Соответственно, не представляется возможным сколь-нибудь определенно планировать сделки с их использованием, а также конкретные сроки завершения работы по таким транзакциям.

Контракты с покупателями из стран СНГ и ряда государств бывшего соцсодружества не отвечают условиям, предъявляемым к кредитному обеспечению международными банками. Данные контракты с недостаточно надежными (с точки зрения кредитного рейтинга) покупателями газа не имеют безупречной истории и поэтому могут использоваться лишь в обеспечение кредитов российских банков.

При планировании работы принят во внимание и такой дополнительный технический ограничитель, как обязательство заемщика предоставить банкам на период синдикации условия "чистого рынка", т.е. обязательство не осуществлять одновременно аналогичные или близкие по характеру сделки.

С учетом изложенного в течение 2003 года не представляется возможным осуществление более 2-3 синдицированных на международном банковском рынке коммерческих займов с единичной суммой до 300 млн. долларов, обеспеченных уступкой (в том числе субординированной) экспортной выручки. В условиях ограниченной возможности привлечения обеспеченных займов планируется повысить удельный вес необеспеченных облигаций в общем портфеле заимствований. В дополнение к ним возможно привлечение 2-3 необеспеченных синдицированных кредитов на единичную сумму от 50 до 200 млн. долларов и срок не более 2-х лет.

Низкие ставки ЛИБОР и ЕВРИБОР, видимо, позволят в течение года привлекать кредиты на достаточно выгодных условиях. Так, стоимость обеспеченных заимствований при сохранении благоприятной ситуации на рынке банковских кредитов, как ожидается, может составить около 5,1-5,5% (ставка ЛИБОР плюс маржа в 3,3-3,7%) по процентным платежам, а в случае необеспеченных займов - 9,0-9,5%. Совокупные комиссии по привлечению ресурсов - 1,75-2,15% от суммы каждой сделки.

Таким образом, возможности по привлечению в 2003 году заимствований (без учета сделок, структурированных на принципах проектного финансирования, заделов на последующий год и дополнительного облигационного займа для финансирования программы реконструкции газотранспортной системы) оцениваются примерно в 3,56 млрд. долларов США.

При выборе банков-организаторов кредитов и займов будет учитываться сложившаяся в Газпроме практика и критерии отбора. Главными среди них остаются: (а) надежность и авторитет банка на международном финансовом рынке, (б) наличие опыта организации аналогичных сделок (и для Газпрома в частности) на российском рынке, (в) возможность обеспечить 100-процентную подписку на всю сумму привлекаемого кредита, (г) синдикационные возможности, (д) стоимостные условия и сроки кредита, (е) дополнительный комфорт для заемщика в виде обязательства предоставить при необходимости промежуточный кредит, организовать дополнительно необеспеченное финансирование и т.д.

С учетом изложенного предлагается утвердить Программу заимствований и размещения ценных бумаг на 2003 год.

Член правления, начальник
Департамента корпоративного
финансирования
А.В. Круглов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1948
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1235
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
912
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1208

Другие новости