0
835
Газета Экономика Интернет-версия

19.08.2002 00:00:00

Нефть, которую мы потеряли

Тэги: лукойл, азербайджан, нефть, каспий


Азербайджанская нефть все-таки уйдет в обход России. Пресловутый проект нефтепровода Баку-Джейхан, который последние три-четыре года находился в "подвешенном" состоянии и никак не мог сдвинуться со стадии разработки ТЭО, вскоре может быть реализован. По крайней мере директор по внешним связям компании British Petroleum в России Питер Хеншоу (ВР является оператором этого проекта) утверждает, что строительство начнется не позднее конца февраля будущего года.

Несмотря на то что в свое время ВР предлагала поучаствовать в наполнении будущего трубопровода Казахстану, на сегодня никаких договоренностей об этом не подписано. Так что пока проект будет реализовываться исключительно в расчете на нефть, добываемую на азербайджанском месторождении Азери-Чираг-Гюнешли (оператором этого проекта является компания Amoc). Его извлекаемые запасы составляют 5,3 млрд. баррелей. Сейчас на месторождении работает платформа "Чираг-1", добывающая 120 тыс. баррелей в сутки. Когда закончатся работы в рамках первой фазы реализации проекта, добыча увеличится до 375 тыс. баррелей в сутки. Это произойдет к началу 2005 г., когда планируется запустить в эксплуатацию проект "Баку-Джейхан". Реализация второй фазы проекта, которая, как надеются в ВР, будет скоро утверждена, обеспечит увеличение добычи еще на 400 тыс. баррелей в сутки к 2006 г. Кроме того, по словам Питера Хеншоу, предусматривается реализация третьей фазы, которая позволит увеличить добычу еще на 300 тыс. баррелей в сутки. Это произойдет спустя два года после завершения второй фазы.

Таким образом, когда нефтепровод будет выведен на полную мощность, прокачка нефти по нему составит 40-50 млн. тонн в год. Поэтому Хеншоу и считает, что большой необходимости в дополнительных объемах нефти из других источников (вроде того же Казахстана) пока нет, хотя и не исключает возможности подобного сотрудничества.

Собственно, реализацией проекта займется созданная недавно компания "Баку-Тбилиси-Джейхан Ко" ("БТД Ко"). Учредительные документы по созданию трубопроводной компании были подписаны в Лондоне 1 августа. В настоящее время ее акционерами являются: ВР - 38,21%, Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) - 25%, "Статойл" - 9,58%, Unocal - 8,9%, "ТиПиЭйО" - 7,55%, итальянская Eni - 5%, Itochu - 3,4% и Amerada Hess - 2,36%. Кроме того, право на приобретение 5-процентной доли в "БТД Ко" получила французская компания TotalFinaElf.

До конца февраля будущего года этой компании предстоит утвердить всю схему финансирования строительства нефтяного экспортного трубопровода протяженностью 1760 км и оформить необходимые землеотводы. По словам Хеншоу, общая стоимость проекта составляет 2,9 млрд. долл. Из них 30% собираются обеспечить сами участники проекта, а 70% (около 2 млрд. долл.) составят заемные средства. Треть будущих кредитов согласились предоставить Международная финансовая корпорация, являющейся коммерческой ветвью Всемирного банка, а также Европейский банк реконструкции и развития. Оставшуюся часть займов планируется привлечь из коммерческих банков. Пока же все финансирование ведется за счет самих участков проекта.

Причем первый контракт на прокладку труб по территории Азербайджана уже получила греческая Consolidated Contractors International Company. Сооружением трубопровода на территории Грузии, а также строительством инфраструктуры в этих двух странах займутся французская Spie Capag и СП Petrofac. Американская компания Bechtel выполнит работы по проектированию, снабжению и управлению строительством. Подрядчиком строительства "под ключ" с фиксированной оплатой по турецкому участку трубопровода определена турецкая компания BOTAS.

Россия же имеет очень косвенное отношение к этому проекту: сегодня только нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" участвует в разработке азербайджанского месторождения. Причем Хеншоу отмечает, что участники проекта "Баку-Джейхан" приглашают присоединиться к нему и других российских нефтяников. В 2005 г. это будет сделать значительно сложнее, отмечает он.

Однако в целом перспективы начала реализации проекта "Баку-Тбилиси-Джейхан" означают, что России не удалось заинтересовать Азербайджан своими "большими возможностями большой транзитной державы". Ведь именно об этом говорил прошлой весной российский вице-премьер Виктор Христенко, находясь на переговорах в Баку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
677
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
665
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1166
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
550

Другие новости