0
12550
Газета Экономика Интернет-версия

12.07.2002 00:00:00

"Крестный отец" ГКО верен себе

Тэги: козлов, гко, банки


Рассказывают, что во времена второго пришествия Геращенко в Центробанк, в 1998 году, в кабинете первого зампреда ЦБ Андрея Козлова висела профессиональная художественная фотография - закат солнца на мысе Доброй Надежды. Сам зампред называл ее "Закат банковской системы России". Похоже, что во время своего третьего пришествия в ЦБ Андрей Козлов, автор пирамиды ГКО, решил устроить российским банкам "закат солнца вручную", который сорвался у него в 1998-м.

Знатный строитель пирамид из государственных долгов, Андрей Козлов после своего ухода из Центробанка в 1999 году целых три года не находил себе применения. Попытка доказать, что после 10 лет работы в ЦБ он может эффективно работать в коммерческом банке, не удалась. Уже первый год работы "Русский стандарт", создавать который Козлов и ушел из ЦБ, закончил с немалым убытком. Естественно, что главный учредитель банка Рустам Тарико, владелец компании "Руст инкорпорейтед", очень расстроился из-за таких показателей. Какой уж у него был разговор с Козловым, неизвестно, но последнему из банка пришлось уйти.

Тогда несостоявшийся банкир решил податься в туристический бизнес. Но стать преуспевающим туроператором Москвы у Козлова тоже не вышло. Причем в туристическом бизнесе экс-зампред ЦБ не продержался и года. Фактически же уже в "Русском стандарте" Козлов начал тосковать по государственной службе. В начале 2000-го он даже рассказывал, что его вот-вот назначат поруководить Сбербанком вместо Андрея Казьмина. Однако назначение не состоялось, и после всех мытарств г-ну Козлову пришлось искать приют у западных спонсоров. С осени прошлого года он прозябал в должности исполнительного директора американского "Добровольческого корпуса по оказанию финансовых услуг".

Но наконец-то лучший пирамидостроитель страны нашел себе достойное применение. На первый взгляд, когда в апреле Козлова вот уже в третий раз назначили первым заместителем председателя Центробанка, банковской системе страны ничто не предвещало беды. Но, видимо, за три года метаний с места на место Козлов соскучился по чему-то глобальному, и уже вскоре после его водворения в кресло зампреда стали поговаривать, что в ЦБ он планирует заняться чем-то не менее масштабным, чем ГКО.

И, естественно, глобальные инициативы не заставили себя ждать. Конец июня - начало июля ознаменовались сразу двумя "гениальными" идеями зампреда. Во-первых, он рассказал о том, как Центробанк видит систему гарантирования вкладов населения в частных банках. Во-вторых, познакомил банковскую общественность с планами ЦБ по усилению надзора за банками.

И ведь не скажешь, что все это - гарантирование вкладов и надзор за банками - никому не нужно. Нужно. Проблема лишь в том, что за новыми козловскими планами уже маячит новый банковский апокалипсис.

Возьмем, к примеру, позицию Козлова по созданию системы гарантирования вкладов населения. Зам главного банкира страны считает, что система должна быть обязательной для всех банков, но при этом Центробанк сам будет решать, кого пускать в нее, а кого нет. При этом ЦБ проведет поголовную проверку всех банков, и право войти в систему получат лишь те, которым, по мнению Центрального банка, в течение трех ближайших лет не грозит банкротство.

Отметим, что в мировой практике, по словам специалистов, еще не было ни одного случая, когда Центральный банк брал на себя тотальную проверку всех банков. И то, что ЦБ России способен справиться с такой задачей, вызывает у профессионалов сильные сомнения. Но и это, впрочем, не главное. Гораздо хуже то, что решать судьбу банков Центробанк, по словам Козлова, будет, опираясь на свое "субъективное суждение: пускать банк в систему или нет". К чему приведет такой подход в нашей стране, где "субъективизм" чиновников является одним из инструментов борьбы с конкурентами, уже известно.

Все это тем более печально для российских коммерческих банков еще и из-за того, что параллельно созданию системы гарантирования вкладов Андрей Козлов планирует начать зачистку банковской системы под соусом усиления банковского надзора. При этом он уже объявил, что около 450 банков лишатся своих лицензий. Прежде всего зачистка коснется малых банков, чьи собственные средства менее миллиона евро. В те же банки, которые после этого останутся, будут направлены кураторы. Тут-то и начнется разгул субъективизма.

Собственно, нетрудно спрогнозировать, к чему приведут инициативы Козлова. Лишение лицензий, включение или невключение в систему гарантирования вкладов, ошибки кураторов, ошибки кураторов над кураторами (такие тоже будут), субъективизм Центробанка - вот цена масштабных идей Козлова. Результат - паника среди клиентов, среди кредиторов, демонстрации в очередной раз обманутых знатным пирамидостроителем вкладчиков, передел рынка, стрельба и взрывы в машинах и квартирах банкиров - кажется, все это уже было, и совсем недавно.

В конце 90-х любимой шуткой сотрудников Центробанка была реплика Геращенко, который после одного из совещаний произнес: "А вас, Козлов, я попрошу остаться!" В те времена его называли "крестным отцом ГКО". Он чуть ли не каждый день ездил в Госдуму. Это был момент его славы. Очевидно, до сих пор Андрей Козлов вспоминает те времена с ностальгией. И, видимо, не прочь их повторить, даже ценой еще одного кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2723
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1545
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4090
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5251

Другие новости