0
1139
Газета Экономика Интернет-версия

10.06.2002 00:00:00

Розница в сетях

Тэги: рынок, розница, торговля, сеть


рынок, розница, торговля, сеть

В столице идет "расправа" над привычными всем продуктовыми рынками. И в духе идеи перехода к цивилизованным формам торговли их место занимают розничные сети продаж, где цены подчас бывают ниже, чем в обычных магазинах. Причем за год Москва обеспечила 30% товарооборота России, а емкость розничного рынка столицы, по разным оценкам, составила от 24 до 30 млрд. долл. Это обусловило особенно интенсивный рост розничных сетей в Москве: сегодня их насчитывается около 30. Однако пока в России нет ни одной сети, которая действовала бы в пределах всей страны. И в этом отношении мы являемся весьма прибыльным рынком для развития розницы: наша страна входит в первую десятку государств, наиболее привлекательных для торговой экспансии.

Тем не менее, по оценкам экспертов, регулярно приобретать товары в супермаркетах способны пока не больше 15% москвичей. Поэтому все большую популярность приобретают магазины-дискаунтеры, где цена на товары на 10-15% ниже, чем в обыкновенных магазинах. Среди самых известных - "Копейка", "Провиант", "Авоська", "Продмак" (в Зеленограде). Кроме того, в прошлом году на московский рынок вышла и питерская розничная сеть "Пятерочка", которая уже имела на тот момент 50 магазинов в Северной столице. В этом году компания планирует занять 15% московского рынка.

Идею "оттягивания" покупателей от мелкооптовых рынков, которые в окраинных районах особенно популярны и посещаемы, поддерживает и руководство ирландской фирмы "Патэрсон Консалтинг Лтд.". Магазины "Патэрсон" ориентированы на различные социальные группы. Средняя наценка там составляет 18-20%, но на товары повседневного спроса не превышает 5-7%. Сегодня в Москве сеть "Патэрсон" представлена десятью универсамами и магазином-пекарней, расположенными в районах массовой застройки: Марьино, Жулебино, Новокосино, Бирюлево Западное, Коломенское, Медведково, Отрадное, Фили и Новопеределкино.

Впрочем, бурное развитие розничных сетей происходит по всем направлениям рыночной шкалы. В ближайшее время большой передел ожидается и в сфере так называемых социальных магазинов. Сейчас в московском правительстве рассматривается проект создания специализированной розничной сети для малоимущих. Ведь одних только пенсионеров в столице насчитывается 2,4 млн. человек. Что же касается продуктовых супермаркетов, то в них цены остаются по мировым меркам слишком высокими. Количество магазинов невелико, поэтому и издержки заметно выше, чем в западных сетях. Тем не менее сети супермаркетов в России наращивают обороты.

Крупнейшим розничным оператором Москвы является торговый дом "Перекресток", владеющий 38 магазинами. В сферу интересов торгового дома с недавних пор вошли и регионы России, где "Перекресток" собирается развивать оптовую торговлю. Есть проект открытия дешевых "Перекрестков" в Подмосковье. В то же время, по мнению руководства сети, пока не исчерпаны и перспективы развития сети в спальных районах столицы. Окраины продолжают застраиваться, а социальная сфера в спальных районах традиционно отстает. В одном только Митино нашлось место сразу двум большим супермаркетам компании и одному дискаунтеру "Мини-Перекресток". Поэтому торговый дом планирует пройтись по спальным районам по второму кругу, но уже мини-форматом.

Компания "Седьмой континент" строит в Москве одноименную сеть супермаркетов с 1994 г. и сейчас владеет 24 магазинами. Оборот компании составил в прошлом году 200 млн. долл., а основными конкурентами являются розничные сети "Перекресток" и "Рамстор". До кризиса посещение супермаркетов "Седьмой континент" считалось делом престижа. А в последние годы многие аналитики оценивали перспективы развития этой компании не слишком хорошо. Отмечалось, что "Семерка" развивается бессистемно, большинство ее магазинов не вписываются в какую-либо принятую на мировом рынке концепцию, а появление в Москве жесткой конкуренции между розничными сетями должно было привести к исчезновению компании. Однако прошлый год показал обратное. "Седьмой континент" открыл в спальных районах столицы восемь классических супермаркетов, приступил к реализации ряда проектов с другими крупными столичными торговыми компаниями и даже приобрел подмосковный колхоз "Щапово-агротехно". Оборот "Седьмого континента" за прошлый год вырос на 70%. А недавно стало известно о намерении "Семерки" развивать собственные центры оптовой торговли.

Ассортимент "Рамсторов" рассчитан на людей с различным уровнем доходов. Умеренность цен в компании "Рамэнка" (турецкая фирма, владеющая этой торговой сетью) объясняют тем, что товары закупаются централизованно для всех магазинов, а также невысокой торговой наценкой - 10-15%. Кроме того, около 60% ассортимента (а по отдельным группам - например, мясо и мясопродукты, колбасные изделия - все 100%) составляют товары российских производителей. Отличительной особенностью "Рамсторов" является использование идеи "многопрофильности". Из 20 тыс. кв. м торговых площадей под основной продовольственный зал, привлекающий большую часть посетителей, отведено только 7 тыс. кв. м. Остальные площади занимают многочисленные кафе, бары, торговые точки других компаний.

Сегодня открытие магазинов в других странах является для западных розничных гигантов основным направлением деятельности. Причем захват новых рынков осуществляется как путем покупки существующих сетей, так и созданием новых. Подобная экспансия крупных сетей в Восточной Европе привела к существенному снижению доли малых и средних магазинов. Например, в Чехии доля крупных сетей с 1990 по 2000 г. выросла с 10 до 40%, и сегодня из 10 торговых сетей только одна - чешская.

Любопытно, что толчок развитию продовольственных сетей дал кризис 1998 г. Отечественные компании получили передышку - возможность окрепнуть до прихода западных конкурентов. Ведь многие зарубежные фирмы, планировавшие инвестиции в Россию, после российского дефолта пересмотрели свои планы и приняли решение отложить выход на рынок на два-три года. Например, непосредственно перед кризисом французская компания Carrefour собиралась реализовать два проекта в Москве. Как сообщал тогда французский журнал "Points de Vente", проекты Carrefour предусматривали открытие в российской столице до конца 1999 г. двух торговых предприятий.

По оценкам специалистов, другой оператор гипермаркетов, турецкая компания "Рамэнка", тогда не ушла с российского рынка только потому, что строительство ее гипермаркета продвинулось уже слишком далеко. Сегодня в Москве открыто 13 магазинов "Рамстор", и теперь уже другие западные сети тоже стремятся обосноваться в России: это Spar (Австрия), Auсhan (Франция), Metro и АVA АG (Германия).

Международные торговые компании Metro и Spar начали свою российскую экспансию в прошлом году с Москвы и Санкт-Петербурга. До 2006 г. Metro планирует открыть в Москве 9 магазинов формата cash&carry (магазины, осуществляющие только оптовую торговлю и ориентированные на обслуживание розничных точек и магазинов, кафе и ресторанов), причем в первые шесть из них будет вложено 112 млн. долл. Ожидается, что оборот каждого магазина составит порядка 100 млн. долл. в год, окупаемость - 6 лет. В зависимости от успешности проекта руководство компании примет решение об открытии своих магазинов и в других крупных городах России. Известно, что перед тем, как сделать этот шаг, немецкая компания изучала российский рынок в течение двух лет.

Французская компания Auchan официально объявила, что в течение ближайших трех лет готова построить вокруг МКАД десяток гипермаркетов, вложив в это около 300 млн. долл. Auchan не намерена ограничиваться рамками московского кольца. Глава "Auchan-Россия" Патрик Ланге сообщил журналистам, что компания ведет поиск площадок и в Москве. При выборе участков Auchan готова кооперироваться с другими иностранными риэлтерами.

Ускоренными темпами двигается на российский рынок голландская сеть Spar International: за три года она намерена открыть здесь 30 магазинов, вложив около 100 млн. долл.

=== ТАБЛИЦА ===

Розничные сети в России

Название Число магазинов Оборот за 2001 год

Сеть "Перекресток" Москва, 38 магазинов 252 млн. долл.

Сеть "Рамстор" Москва, 13 магазинов 250 млн. долл.

Сеть "Пятерочка" Москва, 200 млн. долл.

Санкт-Петербург,

83 магазина

Сеть

"Седьмой континент" Москва, 24 магазина 200 млн. долл.

Сеть "Магнит" Краснодар, 170 млн. долл.

Ростов-на-Дону, Сочи,

всего 166 магазинов

Сеть "Копейка" Москва, 24 магазина 116 млн. долл.

Сеть "БИН" Москва, 22 магазина 100 млн. долл.

Компания Калининград, сеть 80 млн. долл.

МДМ-Виктория магазинов "Дешево",

15 точек, "Виктория"

4 точки

Сеть "Кировский" Екатеринбург, 72 млн. долл.

30 универсамов

Компания "Альянс" Нижний Новгород, 70 млн. долл.

"Пятачок", "Караван",

всего 45 магазинов

Сеть "Патэрсон" Москва, 10 универсамов 40 млн. долл.

Сеть "Сезон" Архангельск, 25 млн. долл.

17 магазинов, 8 киосков

*Таблица подготовлена по материалам издания "Обзор цен. Продукты питания".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
478
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
494
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
630
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
474

Другие новости