0
1546
Газета Экономика Интернет-версия

30.04.2002 00:00:00

Иван Стариков: "Закон выведет рынок земли из тени"

Тэги: стариков, земля, сельхозземли, закон, дума


- Иван Валентинович, сейчас идет активное обсуждение правительственного законопроекта "Об обороте сельскохозяйственных земель". Какие проблемы, с вашей точки зрения, тут особенно важны?

- Закон абсолютно необходим, так как де-факто оборот земли существует. Нельзя оставлять целый сектор экономики вне рыночных отношений, которые уже узаконены в других секторах экономики. Рынок земли особенно процветает вокруг крупных городов. На землях сельскохозяйственного назначения как грибы растут красивые дома.

Я бы назвал этот законопроект "Об особенностях государственного регулирования ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения". То есть речь не идет о свободной купле-продаже земли. Правительственный документ представляет собой компромиссный вариант шести законопроектов, которые были внесены и обсуждались в Государственной Думе.

Нужно иметь в виду, что сельское хозяйство не только сфера национальной экономики, бизнеса, предпринимательства, но эта еще среда обитания людей с их привычками, обычаями, укладом. Самобытность регионов тому подтверждение. К сожалению, в значительной мере этот фактор не учтен в законе. И возникнут серьезные проблемы, если региональные особенности будут проигнорированы.

Эти вопросы поднимались губернаторами на региональных совещаниях, где обсуждался законопроект. Я разделяю их точку зрения: эти нормы необходимо уточнить в федеральном законе или они должны быть отражены в региональном законодательстве. Здесь возможен принцип "двух ключей".

Нельзя забывать, что обширные территории земель сельскохозяйственного назначения у нас одновременно являются пограничными землями. Россия окружена не только доброжелателями. Поэтому необходимы весьма существенные и вместе с тем гибкие ограничения на приобретение земель сельхозназначения иностранными физическими и юридическими лицами. В общем это отражено в законопроекте.

В целом закон направлен на то, чтобы сельхозземли использовались в соответствии с их целевым назначением, но в то же время он содержит отсылки, предусматривающие перевод их в другие категории, например под жилищное строительство. Порядок перевода регулируется другими федеральными законами.

- Допустим, что закон хороший, но где гарантия, что он будет исполняться? Ведь и сейчас существуют законы, запрещающие освоение водоохранной зоны той же самой Москвы-реки.

- В силе государственной власти. На мой взгляд, она в значительной мере зависит от степени финансирования правоохранительных органов - судов, прокуратуры, милиции. Это напрямую связано с наведением порядка в сфере сделок с землей - если государство будет получать реальные деньги от этого, появятся средства и на финансирование структур, призванных контролировать исполнение законов.

- Правительство обещает в бюджете будущего года государственные расходы не увеличивать.

- По самым скромным оценкам оборот теневого рынка земли превышает 10 миллиардов долларов, это 20% федерального бюджета или объем финансирования всего оборонного комплекса. Принятие закона позволит вывести рынок земли из тени. И тогда государство будет получать за землю не смехотворные деньги, а ту огромную разницу, которую сейчас кладет себе в карман криминал или коррумпированный чиновник, например, из Одинцовского района. Бороться с этим можно только одним - прозрачными правилами осуществления земельных сделок, которые и определены в законе.

Покупая землю сельхозназначения, вы должны отдавать себе отчет, что на ней придется пахать-сеять, причем хозяйствовать хорошо, иначе государство может изъять землю безвозмездно.

- Многие эксперты считают, что ответственность за ненадлежащее и нецелевое использование земель недостаточно прописана.

- Здесь я полностью согласен. При пользовании сельхозугодьями определяющее значение имеет сохранение плодородия земли. Важно поддерживать высокое содержание гумуса, не допускать защелачивания, окисления почвы, заражения ее тяжелыми металлами, радионуклидами, гербицидами и пестицидами. Это необходимо четко отрегулировать.

- Принцип "двух ключей", о котором вы говорите, в недропользовании породил неразрешимые противоречия. Во избежание подобных ситуаций, какие, по вашему мнению, права должны быть предоставлены регионам?

- Прежде всего квалификационные требования к покупателю земель сельскохозяйственного назначения - они очень сильно могут различаться по регионам. На Юге России они должны быть более жесткие, чем в Нечерноземье. Очень важен социальный аспект этих требований. При смене владельца возникает вопрос о трудоустройстве и других социально-бытовых гарантиях местного населения.

Ответственность за ненадлежащее и нецелевое использование должна устанавливаться на федеральном уровне, но сами нормативы по поддержанию плодородия почвы, по засоренности ее различными химическими соединениями, о которых мы уже говорили, должны устанавливаться на региональном.

Наибольшая разноголосица существует по предельным размерам земельных участков.

- В проекте закона размер владений ограничен снизу: не менее 35% сельхозугодий административного региона.

- Формулировка неудачная. Она будет уточнена. Авторы законопроекта таким образом попытались подстраховаться от произвола местных законодателей, которые могут установить верхний предел владения в 0,5%. В соответствии с антимонопольным законодательством предельный размер земель в одном владении не может быть более 35% в данном административном районе.

Ограничение необходимо, чтобы землевладелец не получил вместе с землей и политическую власть. На мой взгляд, предельный размер владений все-таки должен определяться регионами.

- У нас поторопились и с 1991 года раздали земельные доли без выделения конкретных участков. Они уже сейчас в обороте. Решается ли эта проблема законопроектом?

- Приватизация земель сельскохозяйственного назначения в отличие от других отраслей была проведена практически безупречно. Земельные доли были определены в праве общей собственности без выделения этих участков в натуре. Да их и нельзя было выделять в натуре - это привело бы к серьезным социальным потрясениям, поскольку цены у земли не было, ее поделили поровну. Но из этой ситуации необходимо выходить постепенно. И в законе наконец вводится четкое понятие земельной доли - раз, документы, которые определяют право владения при общей долевой собственности, - два и, самое главное, предусмотрено, что если кому-то участок достался на лучших землях, то вводится понятие компенсации. И я думаю, что при формировании вторичного земельного рынка эти вопросы разрешатся, ведь рядом с деревней земля все равно будет дороже. А на сегодня более миллиона собственников земельных долей не определились, хотят ли они выделить свой участок. Такая земля будет выведена в отдельные массивы, чтобы не нарушать компактного землепользования, и тем, кто захочет получить свою долю, участки будут выделяться в этих массивах. Кроме того, в законе прописана процедура продажи земельного участка на аукционах с участием местных административных органов.

- Содержится ли в законопроекте норма об обязательной приватизации сельхозугодий?

- Нет. В ряде регионов земля до сих пор не приватизирована. Сегодня в стране почти 12 миллионов собственников земельных долей. При этом средний по России размер земельной доли около 7 гектаров. Сейчас приватизировано всего лишь 1,8 миллиона гектаров. Для тех регионов, где приватизация земель не осуществлена либо осуществлена не полностью, в законе дается право определять сроки проведения дальнейшей приватизации.

- Оборот земли возможен и на праве аренды, вот Егор Строев, руководитель рабочей группы президиума Госсовета по данному законопроекту, обратил внимание, что эта форма владения и пользования землей там не прописана.

- С принятием Земельного кодекса такие титулы, как "постоянное бессрочное пользование" и "пожизненное наследуемое владение", постепенно прекратят свое существование. Потому что при последующих трансакциях с землей она будет переоформляться либо в собственность, либо в аренду. На мой взгляд, это куда более понятные титулы и для инвесторов, и для гражданско-правового оборота.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1143
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1415
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1440
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1138

Другие новости