0
929
Газета Экономика Интернет-версия

29.04.2002 00:00:00

Военно-полевое банкротство

Тэги: банкротство, скандал, махинация


Пока власть неустанно твердит с экранов о необходимости судебной реформы, суды активно участвуют в разного рода "бизнес-разборках" в пользу той или иной стороны, зачастую нанося невосполнимый вред не только участникам этих самых "разборок", но и всей экономике страны. Примеров хватает: "ЛУКОЙЛ", "Норникель", "Мосэнерго", "Роспан"┘

Скорые суды

Особенно богатым на примеры подобного рода стало лето прошлого года, когда из-за исков сомнительных миноритарных акционеров, а на деле - конкурентов и недоброжелателей - оказалась парализована работа сразу трех крупнейших компаний России.

В деловых кругах хорошо помнят жительницу небольшого рязанского села Редькино Ирину Егорову. Владелица всего пяти акций "ЛУКОЙЛа" (не 5%, а 5 акций из 850 563 255!) подала иск о некоем ущемлении своих прав акционера, по которому суд перекрыл всему "ЛУКОЙЛу" экспорт нефти в Европу. Убытки компании составили около 100 млн. долл. Как выяснилось через несколько дней, в Редькине никогда не жила Ирина Егорова, а купчая на те самые пять акций оказалась оформлена задним числом. Вопрос - куда смотрели судьи и чем они руководствовались, принимая такое абсурдное решение, к тому же подрывающее экономику страны?

Не успел утихнуть этот скандал, как в августе разгорелся следующий. Некто Андрей Рихтер, миноритарный акционер РАО "Норильский никель" обратился в Промышленновский райсуд Кемеровской области с жалобой на администрацию Таймырского автономного округа, которая зарегистрировала переименование РАО "Норникель" в Горно-металлургическую компанию "Норильский никель". К ней Рихтер приложил и другую жалобу - уже на действия самой ГМК "Норильский никель" по использованию фирменного наименования РАО "Норильский никель". Суд постановил в качестве обеспечительной меры запретить торговлю акциями "Норникеля" в России и за рубежом. ММВБ выполнила постановление. Спустя считанные дни тот же самый кемеровский суд прекратил дело по жалобе Рихтера "в связи с необоснованностью требований". Вроде бы справедливость восторжествовала, если бы не то обстоятельство, что из-за скандала котировки акций "Норникеля" упали на 44%.

Наконец, опять же летом 2001 года исками миноритарных акционеров из Орла, Кемерова и других далеко отстоящих от Москвы городов защищался от увольнения гендиректор "Мосэнерго" Александр Ремезов, которого руководство материнской компании РАО "ЕЭС России" обвинило в нецелевой растрате миллионов долларов, вырученных от продажи электроэнергии. Суды с Ремезовым длились больше двух месяцев, решения обнародовались столь быстро, что иногда отменяли даже еще не вынесенные другими судами обеспечительные меры.

А вот примеры посвежее. Недавно разразился скандал все с тем же "Норникелем" и "Таймырэнерго". "Норникель" не заплатил за электроэнергию по новым тарифам, "Таймырэнерго" ввело ограничения на поставку электричества. Тогда по иску миноритарных акционеров "Норникеля" районный суд Краснодара (!) отменил постановление Красноярской (!) энергетической комиссии, которая подняла тарифы. Затем суды Краснодара, Орла и Тулы выносили взаимоисключающие решения, то запрещающие, то разрешающие таймырским энергетикам ограничивать энергоснабжение "Норникеля". В итоге предприятие чуть не остановилось, а таймырская энергосистема едва физически не развалилась из-за недопустимого снижения частоты электрического тока.

Дикая история

А совсем свежий пример - попытки нефтекомпании ТНК обанкротить газовое предприятие "Роспан". "Роспан" является должником ТНК. Отдает ей все долги до копейки. Но ТНК денег брать не хочет, а вместо этого всеми силами пытается доказать в суде, что долги ей возвращают неправильно, а потому "Роспан" следует признать банкротом (при том, что дело о его банкротстве арбитражным судом уже прекращено).

Судебная ситуация вокруг "Роспана" выглядит совсем дико. В отношении этого предприятия было вынесено постановление апелляционной инстанции, согласно которому производство по делу прекращено в связи с погашением задолженности кредиторам путем внесения денег на депозит. Однако не прошло и нескольких дней, как суд кассационной инстанции это постановление исполнения приостановил.

Спору нет, Арбитражный процессуальный кодекс РФ допускает приостановление исполнения судебных актов в кассационной инстанции. Однако это касается тех судебных актов, которыми разрешается дело по существу в чью-либо пользу и которые подлежат какому-либо исполнению. Что касается прекращения производства по делу - это есть способ окончания производства без вынесения решения по существу иска. Поэтому полномочия органов, созданных в процессе банкротства - комитета кредиторов, собрания кредиторов и конкурсного управляющего, - автоматически прекратились, а все права по управлению обществом перешли к его законно избранным органам управления.

В ситуации с "Роспаном" очевидно одно: в результате принятия определения суда предприятие в прямом смысле слова встало "в раскоряку". Вроде бы уже не банкрот, но управляться нормально не может. Как следствие, предприятие терпит значительные убытки, происходят волнения в трудовом коллективе, возникает серьезная угроза безопасности производства.

Печальная практика

Появились даже особо излюбленные миноритариями и "стервятниками от банкротства" регионы России - это Кемеровская и Орловская области. Как видно даже из приведенных примеров, тамошние суды - наиболее покладистые и чуткие к нуждам владельцев десятка-другого акций крупнейших компаний, являющихся основой экономики страны, или к нуждам тех самых "стервятников".

Самое грустное в сложившейся практике даже не то, что владельцы нескольких акций или инициаторы лжебанкротств имеют возможность решать судьбу ведущих компаний, а сам принцип. Суды, существующие в правовом поле одной и той же страны, принимают противоположные решения, не утруждая себя элементарным - вникнуть в суть спора.

А пока власть неустанно твердит о необходимости судебной реформы, суды активно участвуют в подобного рода щедро проплачиваемых "акционерных разборках".

В этом свете новые суды по тому же "Роспану" будут весьма показательны для всей судебной системы России - пройдут ли они по закону, или так же, как и в случаях с "ЛУКОЙЛом", "Норникелем", "Мосэнерго", - по понятиям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
614
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
625
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
843
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
601

Другие новости