"Газпром" - такой огромный странноприимный дом. Европейские партнеры компании были шокированы новым кадровым назначением в "Газэкспорте". Главой компании на прошлой неделе был назначен никому не известный и относительно молодой человек, вроде бы не имеющий никакого отношения к газовой торговле с Европой. В минувшую пятницу Олег Сиенко был представлен своим подчиненным - сначала первым замам, потом руководителям отделов. После этих встреч у сотрудников "Газэкспорта" представления о новом начальнике особо не прибавилось. Тем не менее Олег Сиенко является не такой уж темной лошадкой, как казалось на первый взгляд. "Независимой газете" удалось установить некоторые факты из биографии нынешнего гендиректора компании, монопольно контролирующей российский экспорт газа на европейский рынок.
Несмотря на то что Сиенко нельзя назвать известным коммерсантом, возглавляемые им некогда компании неоднократно фигурировали в деловых новостях и скандальных публикациях как нефтяные структуры империи Владимира Гусинского.
Однако начнем по порядку. Сегодня у Олега Сиенко день рождения. Ему исполняется 36 лет. Любопытно, но в пятницу сотрудница отдела кадров "Газэкспорта" убеждала сотрудников компании, что новому гендиректору 42 года. Как говорится в официальной биографии главы "Газэкспорта", он окончил Российский государственный университет нефти и газа, затем - аспирантуру Академии народного хозяйства при правительстве РФ. В 1998-1999 годах занимал должность советника первого заместителя гендиректора компании "Межрегионгаз". А в последнее время был председателем совета директоров компании "Газкомерц".
О первых проектах Сиенко известно немного. По некоторым данным, в свое время он являлся руководителем и одним из двух учредителей ЗАО "МАЛТИТРАНС", согласно уставу занимавшегося строительством и зарегистрированного в 1992 году. Уставный фонд компании составлял 400 тыс. руб., из них на долю Сиенко приходилась одна четвертая часть. Далее, в 1995 году, он стал единоличным учредителем ЗАО "Футбольный клуб "РОДА". Любопытно, что такой клуб действительно существует в Голландии. Команда "Рода" была основана в 1962 году путем слияния клубов "Рода Спорт" и "Рапид Херлен". В проспекте клуба говорится, что он "профессионально занимается коммерцией с 1988-1989 годов и представляет собой концерн, чьи амбиции направлены в правильное русло". В 1999-2000 годах бюджет клуба составлял 15,5 миллиона гульденов, и на тот момент права членства в бизнес-клубе были почти полностью распроданы.
Однако широкую известность получили проекты Олега Сиенко, связанные с торговлей топливом. Нефтяная составляющая появилась в его деятельности к 1996 году. Тогда, по данным "НГ", он с разницей в четыре месяца возглавил две компании, контролировавшиеся Гусинским, сначала - "МОСТ-ОЙЛ", а затем и "МЕГА-ОЙЛ". Учредителями "МОСТ-ОЙЛ" стали ЗАО "МЕГАТРАНС+" и КБ "МОСТ-БАНК". А учредителем фирмы "МЕГА-ОЙЛ" - некто Вадим Аксютин.
В 1998 году один из известных деловых журналов опубликовал обширное исследование московского рынка энергоносителей. В статье говорилось, что в конце 1997 года бензоколоночным бизнесом столицы всерьез заинтересовались российские олигархи. В результате передела сфер влияния на этом рынке Владимиру Гусинскому отошла "сеть трейдерских структур, работающих на оптовом рынке: "МОСТ-ОЙЛ", "МЕГА-ОЙЛ", "МЕГАТРАНС+", "МАЛТИТРАНС".
Весной 1998 года ООО "МОСТ-ОЙЛ" вошло в уставный капитал ОАО "Московская топливная компания" (МТК). Партнером по формированию уставного капитала стало государственное предприятие "Московский производственный комбинат автообслуживания" (МПКА). Причем ООО "МОСТ-ОЙЛ" обязалось осуществить инвестиции в строительство 50 автозаправочных станций. А в 1999 году оба учредителя "МОСТ-ОЙЛ" - КБ "МОСТ-БАНК" и ЗАО "МЕГАТРАНС+" - были оштрафованы за нарушение срока подачи уведомления в антимонопольный орган. Комиссия Министерства по антимонопольной политике оштрафовала банк на 50 МРОТ и ЗАО на 150 МРОТ "за нарушение 15-дневного срока уведомления министерства о создании данными компаниями ООО "МОСТ-ОЙЛ". Причем незадолго до этого "МОСТ-БАНК" уже был оштрафован за нарушения антимонопольного законодательства при покупке 29% акций "МОСТ-ОЙЛ". Эта информация была обнародована пресс-службой министерства.
Далее. В начале 2000 года фирма "МОСТ-ОЙЛ" решила продать свою долю (50%) в Московской топливной компании, которой на тот момент принадлежало более 100 АЗС. Тогда у Владимира Гусинского уже начались проблемы с властью и правоохранительными органами. И СМИ оценили это как шаг группы "МОСТ", подтверждающий слухи о желании избавиться от активов, не относящихся к медиабизнесу и телекоммуникациям.
Компания "МЕГА-ОЙЛ" попала в поле зрения журналистов в октябре прошлого года. Тогда московские власти впервые подвели итоги конкурса на право поставки топлива для столичного унитарного предприятия "Мосгортранс". Предметом торгов было право заключения контрактов на поставку свыше 80 000 т дизельного топлива и 26 000 т бензина А-80 для 18 автобусных парков, входящих в ГУП. Общая стоимость этих нефтепродуктов в розничных ценах составляет около 1 млрд. руб. В итоге известные и влиятельные компании - "ЛУКОЙЛ-Москва-ресурс", Московская нефтяная компания, ЮКОС-М, "Татнефть-Москва" - проиграли. Компания "Интероргсинтез", оперирующая топливом Тюменской нефтяной компании, оказалась единственной крупной компанией, выигравшей хотя бы один лот. Победителями конкурса оказались малоизвестные фирмы-посредники, в числе которых, по данным СМИ, оказались "Виста-Нефта" и ее учредитель "МЕГА-ОЙЛ". Все посредники предложили скидки с базовых цен в размере 11,6-16,46%, тогда как производители нефтепродуктов решились только на 9-10%. Этот факт и дал представителям компании "ЛУКОЙЛ" основание предположить, что мелкие посредники "скорее всего будут поставлять бензин сомнительного происхождения". А президент МТА Сергей Борисов даже отмечал, что итоги конкурса еще могут выйти городу боком, если непроверенные поставщики начнут срывать поставки.
На фоне всех этих данных выбор "Газпрома" представляется уже не странным, а циничным. Продолжение темы читайте в следующих выпусках "НГ".