0
839
Газета Экономика Интернет-версия

28.01.2002 00:00:00

Реформы отдельно, экономика отдельно

Тэги: экономика, стагнация, касьянов


Правительство явно озабочено экономической ситуацией и, как заявил на первом в этом году заседании кабинета министров премьер Михаил Касьянов, намерено в течение двух-трех недель рассмотреть меры по обеспечению макроэкономической стабильности. Необходимость этого более чем очевидна. В последние месяцы прошлого года в основных секторах экономики наблюдалась стагнация. В первые две недели нового года инфляция и доллар росли вдвое быстрее среднегодового темпа, определенного бюджетом.

Наши премьеры учатся плохо. Уже десять лет, начиная с Гайдара, они решают проблему макроэкономической стабилизации и каждый раз отводят на это две-три недели. Для них структурные реформы и стабильность в экономике - категории, существующие вне взаимосвязи. Не случайно реформаторы, которые пытаются предстать перед обществом объективными, честно признают, что, например, внешнеэкономическая открытость по валюте, товарам и услугам в ближайшей перспективе несомненно ухудшит положение в экономике, а положительный эффект от этих мер проявится в неопределенном будущем.

До настоящего времени реформы для правительства приоритетны и самодостаточны. Говоря об очередной программе деятельности кабинета министров по модернизации экономики и социальной сферы на 2002-2003 годы, премьер считает первоочередной задачей правительства продолжение структурных реформ. И как бы с сожалением констатирует, что предстоит перейти к рассмотрению проблем развития конкретных отраслей российской экономики.

Уже десять лет в стране проводятся структурные реформы в экономике без соотнесения их с задачами стабильного развития ее реального сектора. Взять первый шаг Егора Гайдара - отпуск цен в свободное плавание. Достичь ценовой стабильности при равновесии между спросом и предложением Гайдару, по его же утверждению, не удалось из-за "экспансии денежной массы". Но всем известно, что именно она парализовала советскую экономику.

Первый гайдаровский шаг весьма показателен для характеристики наших реформ - теоретически с рыночной точки зрения выдержанный, он по экономическим последствиям оказался разрушительным. Есть ли условия для эффективности того или иного шага - в правительстве никого не интересует. Ценовая чехарда длится вот уже десять лет. Правительства приходят и уходят, а их творческий тезис - рынок лучший ценовой сценарист - остается, хотя полноценная рыночная среда в стране до сих пор отсутствует, проблема цен и инфляции переросла в хроническую.

Среднепотолочная политика комиссий по регулированию тарифов на товары и услуги в энергетике, связи и на транспорте не могла решить задачу ценовой стабилизации, как не решит ее и единый тарифный орган. И дело не только и не столько в низкой квалификации их аппарата. Дело в том, что правительство с большим или меньшим рвением пытается проводить структурные реформы, а экономической политики у него как не было, так и нет.

Сейчас идут бурные дебаты относительно повышения тарифов на услуги естественных монополий. Особенно активно выступает против планируемого повышения тарифов на газ, электроэнергию и транспорт помощник президента страны по экономике Андрей Илларионов. Но его аргументы эфемерны. С чем можно сравнивать прирост тарифов? На что равняться? На советскую структуру цен? Но она отражала приоритеты Совмина в социальной и промышленной политике, а к нынешнему состоянию российской экономики никакого отношения не имеет.

Не убеждает илларионовское сравнение тарифов естественных монополий и доходов населения в России и на Западе. Почему-то о ценах и тарифах в других секторах экономики он умалчивает. Монополии ведь работают в слаборегулируемом государством ценовом поле. Все остальные многочисленные участники рынка до сих пор творят каждый кто во что горазд. Поэтому часто российские цены не уступают мировым. Так среднеамериканская цена на бензин после падения рынка нефти сравнялась с российской.

И тарифы на грузовые перевозки, и таможенные пошлины на подержанные машины являются элементами общей экономической политики и не могут быть отданы на откуп отдельных чиновников, пусть и высокого ранга.

Весомый вклад в инфляцию внесут не только тарифы на услуги естественных монополий, повышение которых уже запланировано. В результате валютной либерализации при нынешнем уровне цен на российский экспорт у правительства образуется дефицит долларов. Поступление валюты от экспортеров в казну и на внутренний рынок резко сократится. В этих условиях для выплаты внешних долгов правительство вынуждено будет закупать доллары на внутреннем рынке, что неизбежно приведет к падению рубля и из-за открытости нашей экономики к росту темпов инфляции.

Структурные реформы, проведенные правительством в прошлом году, препятствуют не только достижению макроэкономической стабилизации. Уравнительный Налоговый кодекс, которым так гордится правительство, значительно сузил возможности кабинета министров заниматься проблемой развития конкретных отраслей. Ведь приоритетные и социально значимые сектора экономики лишились налоговых льгот. У правительства же приоритетом пока пользуются структурные реформы, которые никак не способствуют стабилизации экономики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
1019
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1567
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
1151
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1122

Другие новости