В уходящем году произошло несколько значимых изменений в сфере налогообложения - с 35 до 24% снижен налог на прибыль, введен единый налог на добычу полезных ископаемых, а также снижен порог доступа к регрессивной шкале единого социального налога (ЕСН). В 2002 году правительство и Государственная Дума планируют продолжить реформирование налогового законодательства. Как рассказал "НГ" председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков, среди приоритетов - снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС), принятие главы Налогового кодекса для участников соглашений о разделе продукции (СРП) и изменение системы налогообложения малого бизнеса.
Налог на добавленную стоимость
В следующем году будет снижен размер налога на добавленную стоимость, взимаемого с оборота товаров, работ и услуг, ставка которого составляет сейчас 20%. Необходимо подчеркнуть, что уменьшение ставки приведет к уменьшению цен, в том числе и для рядовых потребителей, которые и являются конечными плательщиками этого налога. Пока рассматривается два варианта: снизить ставку НДС до 15%, за что активно выступает крупный бизнес в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, поддерживаемого Минэкономразвития. Однако в Минфине считают, что без серьезных потерь для бюджета снизить ставку НДС можно только до 16-17%. Как это уже не раз происходило в ходе дебатов между правительством и Думой вокруг снижения ставок других налогов, напряженная борьба за каждый процент неизбежна. Дело в том, что НДС - это самый собираемый налог, подчеркивает старший эксперт департамента налогового аудита компании "Юникон" Игорь Маринин, "легальным путем от его уплаты уклониться невозможно". Следовательно, государство, и в первую очередь Министерство по налогам и сборам, будет отчаянно сопротивляться радикальному снижению ставки НДС. Однако компромисс все-таки может быть найден: идею Минфина поддерживают наиболее влиятельные депутаты Госдумы. Как заявил в интервью "НГ" Александр Жуков, в планах возглавляемого им комитета - снижение НДС до 16-17%, а также отмена всех существующих льгот по этому налогу.
Налогообложение участников СРП
Одним из самых острых станет обсуждение главы Налогового кодекса, посвященной соглашениям о разделе продукции, вокруг которой столкнулись две противоположные позиции. Не так давно правительство внесло в Думу долгожданный проект, однако его концепция оказалась несовместимой с депутатским вариантом этой главы НК. Значительно увеличив число налогов для участников соглашений о разделе продукции, правительство фактически предложило уравнять общий налоговый режим и режим СРП. Между тем некоторые депутаты, включая руководителя думской комиссии по соглашениям о разделе продукции Сергея Иваненко, считают, что лучше вообще ничего не принимать, чем проект, внесенный правительством. Они настаивают на том, чтобы сделать в главе НК акцент на гарантиях для иностранных инвесторов. Бюджетный комитет Думы, где будет рассматриваться новый проект, пока не торопится высказать свое мнение: "Мы будем внимательно смотреть. Это очень серьезный и дискуссионный вопрос, нужно ли для иностранных инвесторов создавать более льготные условия, чем для российских инвесторов", - заявил Жуков в интервью корреспонденту "НГ". Однако количество налогов не является основной проблемой во внесенном правительством проекте. Не проработан в законе и вопрос о том, как избежать двойного налогообложения прибыли. И все-таки следует ожидать, что именно правительственный законопроект будет принят Думой, правда, с серьезными коррективами, сделанными на этапе второго чтения. И правительство, и Дума, и инвесторы слишком устали от правового вакуума в реализации соглашений о разделе продукции.
Малый бизнес и государственная пошлина
Уже весной правительство представит свой вариант системы налогообложения малого бизнеса. В планах рабочей группы Минэкономразвития, МНС и Минфина - сохранить единый налог на вмененный доход, ставки которого сейчас устанавливаются регионами. Однако этот налог будет взиматься только с определенных категорий бизнеса: торговли, строительства, бытовых услуг. Не попавшие в эту группу предприниматели могут платить патентный налог, устанавливаемый исходя из предполагаемых доходов или срока действия патента (например, патент на сдачу жилья в наем), или налог с разницы между доходами и расходами предприятия, что будет означать освобождение от уплаты всех остальных налогов (НДС, налог на прибыль). Однако говорить, какой будет эта глава НК в своем окончательном варианте, пока рано. На преодоление административных барьеров направлен законопроект о государственной пошлине, который Дума рассмотрит в наступающем году во втором чтении. Камнем преткновения, мешающим скорейшему принятию этого закона, стали интересы министерств и ведомств, отстаивающих существование платежей и сборов, которые взимаются за различные справки, разрешения и сертификаты. Впрочем, список этих платежей будет ограничен и окончательно закреплен в новой главе НК.