0
847
Газета Экономика Интернет-версия

22.12.2001 00:00:00

Андрей Илларионов: год утрачиваемых иллюзий

Тэги: илларионов, год, иллюзии


Сегодня предлагаются различные названия уходящему году. С моей точки зрения, его можно назвать "годом утрачиваемых иллюзий". Полтора-два года назад появилась надежда на то, что возможен принципиальный разрыв с наиболее отталкивающими чертами экономического и социально-политического развития страны в прошлом десятилетии. Прошедший год показал, что во многом эта надежда пока остается иллюзорной.

Это утверждение можно проиллюстрировать тремя наблюдениями.

Первое наблюдение связано с качеством экономической политики. Три года в стране продолжается экономический рост, повышается уровень жизни граждан. Однако это улучшение во многом является результатом перераспределения в пользу России огромных объемов финансовых ресурсов из-за рубежа. Как прошлый, так и завершающийся год являются с этой точки зрения беспрецедентными. В течение двух лет чистый грант, "подарок", полученный Россией от мировой экономики, составляет 10% ВВП, в прошлом году - 25 млрд., в этом году - 31 млрд. долл. Для страны такого размера, как Россия, это небывалые показатели. На фоне беспрецедентного по размерам притока финансовых ресурсов извне происходит замедление экономического роста, что свидетельствует, при прочих равных условиях, о снижении качества проводимой экономической политики. Если бы экономическая политика, проводившаяся в России в 1999 году, продолжалась бы и в 2000-м, и в 2001 году, у нас могли бы быть темпы экономического роста на уровне не 8%, как это было в прошлом году, и не 5%, как скорее всего будет в этом году, а порядка 15% в течение каждого года. Страны, находящиеся в похожих на Россию условиях, демонстрируют другие темпы экономического роста: в этом году прирост ВВП на Украине и в Азербайджане составит свыше 9%, в Казахстане - 14%, в Туркменистане - 19%.

Второе наблюдение связано с коррупцией. Ее масштабы, кажется, становятся сопоставимыми с тем, что было в предшествующее десятилетие. Однако если тогда коррупция была, скажем так, в большей степени любительской, ныне она все более становится институциализированной - оформленной официальными решениями органов власти: федеральных, региональных, местных.

Третье наблюдение - возобновление борьбы группировок внутри власти, сопровождаемое информационными войнами. Боюсь, что мы возвращаемся в ту же самую колею, из которой, казалось, только недавно выбрались.

Получается, что многое из того, что было у нас в 90-е годы, и что, казалось, навсегда ушло в прошлое полтора-два года назад, вновь возвращается. Хотя, как говорится, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса.

Естественно, возникает вопрос: почему? Обречены ли мы на повторяемость этих явлений? Что лежит в их основе? На мой взгляд, часть причин лежит в особенностях действующей политической системы. Российский и мировой опыт показывает, что у президентской системы формирования органов исполнительной власти есть серьезные ограничения. Опыт развития переходных экономик последних 12 лет показывает, что часто она оказывается менее эффективной, чем парламентская. Вне всякого сомнения, и парламентская система весьма несовершенна. Тем не менее при всех своих недостатках парламентская система обеспечивает более устойчивые элементы контроля за деятельностью тех, кто на тот или иной период оказывается у руля исполнительной власти.

С этой точки зрения деятельность правительства Евгения Примакова конца 1998-го - начала 1999 года, в большей степени сформированного парламентом, можно признать неожиданно удачным опытом.

В средне- и долгосрочной перспективе парламентские системы формирования органов исполнительной власти оказываются, очевидно, более эффективными, чем президентские.

Однако есть кое-что существенное, что мешает нам перейти к парламентской системе достаточно быстро. Парламентские системы являются сравнительно эффективными в обществах социально, этнически и конфессионально однородных. В обществах неоднородных они далеко не всегда оказываются эффективными.

Попытки искусственного поддержания неэффективных политических систем в соответствующих обществах приводят как к крушению таких систем, так и к дроблению таких обществ на более однородные части. Ярким примером такого крушения стал распад Советского Союза, десятилетие которого отмечалось недавно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
612
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1297
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1134
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2169

Другие новости