Михаил Касьянов признает, что не все хорошо в экономике России, но полон оптимизма в исходе структурных реформ.
Уважаемые дамы и господа!
Я очень рад очередной встрече с вами - на этот раз на Европейском экономическом саммите в Зальцбурге, - а также возможности обменяться мнениями и рассказать о текущем состоянии российской экономики и тех усилиях, которые предпринимаются властями России для обеспечения условий устойчивого экономического роста.
За два последних года в России произошли существенные изменения. Промышленное производство за это время выросло на четверть, а с учетом ожидаемых результатов этого года рост должен превысить 30-процентную отметку.
Вместе с тем пока мы не можем с полной уверенностью сказать, что идет уверенный экономический рост, поскольку его фундаментальные основы закладываются только сегодня. По нашему мнению, именно результаты структурных преобразований должны закрепить и усилить новый импульс экономического роста.
По итогам пяти месяцев этого года рост ВВП достиг 4% или чуть выше. Производство промышленной продукции выросло почти на 6%. При этом следует отметить новое качество роста. Если в 2000 году он в преобладающей степени опирался на экспортные возможности, то теперь - на внутренний спрос (как в инвестиционной, так и в потребительской сферах). Вновь растут инвестиции, растет жизненный уровень, основанный на реальном росте доходов населения (на 5%).
Другое очень важное направление - Государственной Думой завершено рассмотрение целого ряда законопроектов. Уже в ходе текущей сессии Государственной Думы предусматривается серьезное продвижение по пути реформирования экономики и социальной сферы в России. Речь идет о принятии системного пакета законопроектов, которые должны сформировать принципиально новую среду деятельности для бизнеса.
Кардинальные преобразования судебной, налоговой и пенсионной системы, установление нормальных для рыночной экономики отношений земельной собственности, трудовых отношений, рационализация процедур приватизации, экономическое дерегулирование на микроуровне - такие цели мы ставим перед собой в законодательной работе на ближайшую перспективу.
Ряд законов уже одобрен - в частности пакет законодательных актов, способствующих продвижению банковской реформы. Получили принципиальное одобрение парламента законы о снятии административных барьеров для предпринимательской деятельности, причем в отдельных вопросах парламент готов идти даже дальше, чем правительство.
Особо хотелось бы выделить принятие Государственной Думой в первом чтении Земельного кодекса, регулирующего оборот земель несельскохозяйственного назначения. Это поистине знаковое событие. Снятие земельного "заклятия", становившегося камнем преткновения для российских реформаторов всех времен, знаменует собой настоящий прорыв в укреплении института прав собственности и завершении формирования основ рыночной экономики в нашей стране.
Наконец, мы перевыполнили данное инвесторам обещание в отношении либерализации налогообложения прибыли. Принята во втором чтении глава Налогового кодекса, согласно которой одновременно с разрешением вычета всех необходимых для ведения бизнеса расходов из налогооблагаемой базы были сняты все льготы по налогу на прибыль, а его ставка снижена с 35 до 24%. На очереди - главы Кодекса о налоге на недропользование и акцизах.
Кстати, последние данные о сборе доходов подтверждают, что в налоговой реформе мы двигаемся в правильном направлении. Либерализация налогового режима на фоне ужесточения фискального администрирования ведет к изменению самого отношения к уплате налогов и расширению налоговой базы, более чем компенсирующему снижение непосильного ранее налогового бремени. Уровень сбора доходов в федеральный бюджет в апреле-мае превысил еще два-три года назад немыслимый для нас уровень - 19% ВВП. Три года назад мы мечтали об уровне ВВП в 12%. Сегодня это 19%.
Первые результаты структурных реформ способствуют поддержанию макроэкономической сбалансированности. Правительство проводит политику ограничения непроцентных расходов бюджета, обеспечивая устойчивый общий профицит бюджета. Россия уже третий год подряд исполняет бюджет с первичным профицитом и второй год - с общим. Эти средства используются нами для масштабных выплат по долгам и создания финансового резерва на будущее.
Таким образом, мы готовимся во всеоружии встретить любые неблагоприятные изменения внешнеэкономической конъюнктуры, которые неизбежно потребуют от нас соответствующей корректировки фискальной политики.
Накапливаемый профицит будет основанием того, что Россия готова преодолеть пик платежей 2003 года и к ухудшению общей экономической ситуации. Долг России в 1998 году составлял 150% ВВП, сегодня - лишь 60% ВВП. Поэтому правительство приняло решение ограничить непроцентные расходы на уровне 12% ВВП. Тем самым 7-процентный профицит позволит заверить вас и все деловое сообщество, что пик выплат не будет негативно влиять на экономическую ситуацию в России.
Все поступления сверх этого объема расходов будут направляться на погашение долга, что позволит нам полностью рассчитываться по долгам. Таким образом, фактически можно говорить о создании так называемого стабилизационного фонда, в котором будет концентрироваться накапливаемый бюджетный профицит.
Не все в России прекрасно, в том числе в экономике: в частности, инфляция выше, чем ожидалось. Ограничение непроцентных расходов поможет нам справиться с ней. Главными причинами более интенсивного протекания инфляционных процессов служат ускоренный прирост денежных агрегатов из-за притока валюты в страну и накопления резервов Центральным банком, а также рост тарифов естественных монополий. Таким образом, в значительной своей части инфляция служит естественным следствием политики сдерживания укрепления рубля и создания безопасного уровня резервов Банка России с точки зрения обеспечения выплат по внешнему долгу.
Хотел бы обратить ваше внимание на еще один важный обнадеживающий сигнал. Согласно данным статистики платежного баланса в первом квартале этого года, объем репатриации валютной выручки впервые за последние годы превысил размеры экспорта. Это означает, что мы можем активнее двигаться по пути либерализации в сфере валютного контроля.
Только что принято принципиальное решение о снижении нормы обязательной продажи валютной выручки экспортеров с 75 до 50%. Если станет очевидно, что снижение оттока капитала становится устойчивой закономерностью, свидетельствуя об изменении менталитета бизнеса, то, я уверен, мы сможем достаточно быстро перейти к намного более либеральной модели валютного регулирования.
В свою очередь, для контроля за тарифами естественных монополий мы создадим единый орган, который будет следить за обоснованностью тарифной политики во всех инфраструктурных отраслях. Наши программные меры по реформированию естественных монополий и внедрение конкурентных режимов при предоставлении ряда услуг также будут способствовать ограничению роста тарифов.
Уважаемые дамы и господа!
Хочу особо отметить тот факт, что и законодатели откликнулись на просьбу президента и правительства продлить работу весенней сессии до 14 июля для принятия важнейших законов и активно работают над нашими законодательными предложениями. Этот настрой как нельзя лучше отражает новую атмосферу согласованной работы различных ветвей власти на благо развития России, модернизации экономики и социальной сферы.
Разрабатывая и продвигая законопроекты, мы сверяем свои действия не только с парламентариями, но и с институтами гражданского общества - в том числе с российскими предпринимательскими кругами и иностранными инвесторами. Мы благодарны вам за конструктивный диалог и предложения, которые всегда готовы выслушать и учесть. Многие из вас давно работают в России, являются искренними друзьями нашей страны и всегда готовы нам помочь. Поэтому разрешите мне воспользоваться этой возможностью, чтобы попросить вашего содействия в одном вопросе, который для нас принципиален.
Мы не видим развития нашей экономики в отрыве от процессов глобального развития, поэтому считаем приоритетной задачей скорейшее присоединение нашей страны к Всемирной торговой организации в статусе полноправного участника. Правительство планирует в ближайшее время в основном завершить работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и положениями этой международной организации.
К сожалению, очень важные для нас политические декларации лидеров ряда стран о поддержке вступления России в ВТО встают в противоречие с реальной переговорной позицией их делегаций. Перед нами ставятся совершенно беспрецедентные требования по условиям присоединения. Считаю, что, когда речь идет о важнейших стратегических вопросах, тактика мизерных уступок по отношению к России неприемлема.
Поскольку это Европейский экономический саммит, не могу не затронуть и европейский срез этой темы. Я встречался со многими лидерами европейских стран, но никто из них так и не мог мне объяснить, почему Россия не может быть признана Европейским союзом страной с рыночной экономикой. Более того, согласно директиве Совета Европы от 9 октября 2000 г., квазирыночный статус будет сохранен за нашей экономикой и после вступления в ВТО.
Я уверен, что это в наших общих интересах, чтобы Россия как можно быстрее присоединилась к ВТО, поэтому прошу присоединить свои голоса в поддержку непредвзятого рассмотрения этого вопроса.
Благодарю вас за внимание.