0
1601
Газета Экономика Интернет-версия

29.06.2001 00:00:00

Реформы не уменьшают числа бедных

Елена Румянцева

Об авторе: Елена Евгеньевна Румянцева - доктор экономических наук, президент Центра экономической политики и бизнеса.

Тэги: благосостояние, бедность


ПО МНЕНИЮ многих российских ученых и практиков, экономический рост имеет решающее значение для устойчивого сокращения бедности. Безусловно, сила страны - в ее народе. Повышается благосостояние граждан, создаются условия для реализации их трудового потенциала - пополняется государственный бюджет, находят свое решение социальные вопросы. Однако негуманно связывать проблему сокращения бедности только с экономическим ростом. При таком подходе бедные люди, в том числе ставшие бедными в результате реформаторских экспериментов в России, до конца своей жизни не смогут дождаться каких-либо кардинальных улучшений, так как общее повышение уровня жизни в результате экономического роста проявляется только через десятилетия.

Для преодоления бедности нужна специально разработанная стратегия, о которой пока в России даже не ставится вопрос. Как будто бедных в нашей стране нет. Чиновники высшего ранга почему-то считают, что только пенсионерам в нашей стране живется трудно. Конечно, перед теми, кто проработал всю жизнь на благо страны и в свое время обеспечил достойную по сравнению с нашими временами пенсию, государство должно признать свои долги. Признать и вернуть сполна.

Следует согласиться с точкой зрения специалистов Всемирного банка, в соответствии с которой бедность означает не только низкий уровень доходов и потребления, но и низкий уровень образования, недостаточное питание и плохое здоровье. На основе опроса более 60 тысяч мужчин и женщин, живущих в бедности в 60 странах мира, в докладе Всемирного банка о мировом развитии 2000/2001 года "Борьба с бедностью" дается расширенное определение этого социального явления. Оно включает также бессилие перед обстоятельствами и отсутствие права голоса, ощущение беззащитности и страха. То есть речь идет как о неработающем и нетрудоспособном населении, так и о людях, которые имеют квалификацию, ходят на работу, но получают крайне низкую зарплату.

Разноплановые показатели бедности тесно взаимодействуют между собой. В то же время бедность можно преодолевать не только имея в виду ее глобальный масштаб, но работая по отдельным направлениям - в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

Для комплексного решения проблемы бедности в России необходима единая концептуальная основа, которая поможет разработать национальную стратегию сокращения бедности. И первое, что для этого требуется, - включение стратегии сокращения бедности в приоритеты экономической политики России. Второе - разработка конкретных механизмов преодоления бедности, ответственность исполнителей и в том числе - общественный контроль.

Преодоление бедности - не просто благотворительная акция правительства. В результате ошибок реформаторов число бедных в России растет. По разным оценкам, сегодня за чертой бедности находится от 35 до 70% россиян. По данным Всемирного банка, в России сегодня 40% населения живет за чертой бедности, то есть почти половина наших соотечественников тратит на себя в день менее двух долларов США.

Проведенные исследования позволяют сделать однозначный вывод: в России четко прослеживается тенденция занижения уровня бедности, чтобы уменьшить охват нуждающейся части населения и экономить средства бюджетов разных уровней, выделяемые в рамках социальных программ. То есть бедным помогают, но так, что количество бедных не уменьшается.

Анализ проблемы бедности в историческом плане показывает, что такое массовое развитие бедность приобретала только в годы стихийных бедствий или в условиях войн. Значит, неграмотное государственное управление в нашей стране сопоставимо по своим последствиям с крупнейшими природными и социальными катаклизмами. Это - беда России.

Сегодня наша страна рядом с Киргизией занимает одно из первых мест в мире по показателям социального неравенства - соотношению уровня доходов бедного и богатого населения. Этим уровнем (индекс Джини порядка 50%) обычно характеризуются такие латиноамериканские страны, как Бразилия, Чили и Мексика. Высокий разрыв в доходах богатого и бедного населения характерен также для стран Южной Африки.

По данным ООН, республики бывшего Советского Союза - это единственный регион в мире, где продолжительность жизни в течение последних лет серьезно сократилась. У многих жителей этого региона наблюдается так называемое скрытое голодание. Другими словами, значительное количество граждан бывшего СССР просто недоедает. Длительность пребывания в бедности у многих превышает 10 лет. А чем дольше человек находится в таком состоянии, тем труднее ему вернуться к нормальной, "небедной" жизни. Значит, не занимаясь комплексным решением проблемы бедности, Россия с каждым годом уменьшает свой трудовой, в том числе и предпринимательский потенциал, от которого как раз и зависят стабильность и масштабы экономического роста.

Анализ прогнозных данных международных организаций - ОЭСР, ФАО, Всемирного банка - свидетельствует о том, что, несмотря на совместное участие развитых и развивающихся стран в различных международных организациях, включая ВТО, к современным закономерностям развития мировой экономики следует отнести тот неоспоримый факт, что в перспективе (расчеты динамики роста населения, производства основных товаров, водоснабжения и др. выполнены до 2025 г.) население развитых стран будет продолжать богатеть, а развивающихся - беднеть.

И как бы Россия ни активизировала участие в мировой торговле, она сегодня продолжает ухудшать свое положение. Несмотря на природные богатства и обширную территорию, без использования интеллектуального потенциала в работе государственного аппарата, способного выражать интересы всего населения, а не его богатой и процветающей части общества, Россия прочно займет позицию страны с постоянно беднеющим населением, а значит, с постоянным ухудшением качества одного из главных факторов производства - труда.

Очевидно, что построение комплексной стратегии преодоления бедности должно начинаться с анализа причин увеличения ее масштабов. Поскольку бедность - это цена реформ, цена ошибок политических деятелей, то в первую очередь должен быть отработан механизм предупреждения процесса роста бедности. Всемирный банк и другие международные финансовые структуры предоставляют свою стратегическую помощь на жестких условиях проведения реформ с отрицательными социальными последствиями и только потом инициируют работу по сокращению бедности в мире. Прежде чем обращаться к такой помощи, правительства стран-заемщиков должны были бы, соблюдая интересы национальной безопасности, сами провести оценку ее эффективности и возможных социальных последствий и в соответствии с этой оценкой принимать решения.

Механизм проведения кардинальных реформ с отрицательными социальными (да и экономическими) последствиями нуждается в пересмотре: сначала следует переломить тенденцию роста массовой бедности. Если социальная помощь нетрудоспособным гражданам имеет чисто затратный характер для государства, то от создания условий для нормальной работы трудоспособных граждан фактически и зависит экономический рост страны, а не наоборот.

Было бы правильно избранникам народа - депутатам Государственной Думы - проводить экспертизу принимаемых законов также с позиции их влияния на уровень бедности в стране, а не только на уровень наполнения государственного бюджета. И для оценки деятельности первых лиц в стране также было бы логично применять критерий изменения уровня бедности за годы правления, а не безликие цифры уменьшения темпов инфляции, скудного прироста объемов производства и прочее.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что исходя из опыта других стран мира проблема бедности в России имеет решение. Мы можем предложить конкретные механизмы по каждому из направлений. Но массовая бедность, являясь главным негативным результатом социально-экономических преобразований, связана в первую очередь с уровнем интеллектуального развития, культуры, образования, порядочности, добросовестности (и алчности) лиц, принимающих государственные решения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
568
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
577
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
463
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
315

Другие новости