ПО МНЕНИЮ многих российских ученых и практиков, экономический рост имеет решающее значение для устойчивого сокращения бедности. Безусловно, сила страны - в ее народе. Повышается благосостояние граждан, создаются условия для реализации их трудового потенциала - пополняется государственный бюджет, находят свое решение социальные вопросы. Однако негуманно связывать проблему сокращения бедности только с экономическим ростом. При таком подходе бедные люди, в том числе ставшие бедными в результате реформаторских экспериментов в России, до конца своей жизни не смогут дождаться каких-либо кардинальных улучшений, так как общее повышение уровня жизни в результате экономического роста проявляется только через десятилетия.
Для преодоления бедности нужна специально разработанная стратегия, о которой пока в России даже не ставится вопрос. Как будто бедных в нашей стране нет. Чиновники высшего ранга почему-то считают, что только пенсионерам в нашей стране живется трудно. Конечно, перед теми, кто проработал всю жизнь на благо страны и в свое время обеспечил достойную по сравнению с нашими временами пенсию, государство должно признать свои долги. Признать и вернуть сполна.
Следует согласиться с точкой зрения специалистов Всемирного банка, в соответствии с которой бедность означает не только низкий уровень доходов и потребления, но и низкий уровень образования, недостаточное питание и плохое здоровье. На основе опроса более 60 тысяч мужчин и женщин, живущих в бедности в 60 странах мира, в докладе Всемирного банка о мировом развитии 2000/2001 года "Борьба с бедностью" дается расширенное определение этого социального явления. Оно включает также бессилие перед обстоятельствами и отсутствие права голоса, ощущение беззащитности и страха. То есть речь идет как о неработающем и нетрудоспособном населении, так и о людях, которые имеют квалификацию, ходят на работу, но получают крайне низкую зарплату.
Разноплановые показатели бедности тесно взаимодействуют между собой. В то же время бедность можно преодолевать не только имея в виду ее глобальный масштаб, но работая по отдельным направлениям - в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
Для комплексного решения проблемы бедности в России необходима единая концептуальная основа, которая поможет разработать национальную стратегию сокращения бедности. И первое, что для этого требуется, - включение стратегии сокращения бедности в приоритеты экономической политики России. Второе - разработка конкретных механизмов преодоления бедности, ответственность исполнителей и в том числе - общественный контроль.
Преодоление бедности - не просто благотворительная акция правительства. В результате ошибок реформаторов число бедных в России растет. По разным оценкам, сегодня за чертой бедности находится от 35 до 70% россиян. По данным Всемирного банка, в России сегодня 40% населения живет за чертой бедности, то есть почти половина наших соотечественников тратит на себя в день менее двух долларов США.
Проведенные исследования позволяют сделать однозначный вывод: в России четко прослеживается тенденция занижения уровня бедности, чтобы уменьшить охват нуждающейся части населения и экономить средства бюджетов разных уровней, выделяемые в рамках социальных программ. То есть бедным помогают, но так, что количество бедных не уменьшается.
Анализ проблемы бедности в историческом плане показывает, что такое массовое развитие бедность приобретала только в годы стихийных бедствий или в условиях войн. Значит, неграмотное государственное управление в нашей стране сопоставимо по своим последствиям с крупнейшими природными и социальными катаклизмами. Это - беда России.
Сегодня наша страна рядом с Киргизией занимает одно из первых мест в мире по показателям социального неравенства - соотношению уровня доходов бедного и богатого населения. Этим уровнем (индекс Джини порядка 50%) обычно характеризуются такие латиноамериканские страны, как Бразилия, Чили и Мексика. Высокий разрыв в доходах богатого и бедного населения характерен также для стран Южной Африки.
По данным ООН, республики бывшего Советского Союза - это единственный регион в мире, где продолжительность жизни в течение последних лет серьезно сократилась. У многих жителей этого региона наблюдается так называемое скрытое голодание. Другими словами, значительное количество граждан бывшего СССР просто недоедает. Длительность пребывания в бедности у многих превышает 10 лет. А чем дольше человек находится в таком состоянии, тем труднее ему вернуться к нормальной, "небедной" жизни. Значит, не занимаясь комплексным решением проблемы бедности, Россия с каждым годом уменьшает свой трудовой, в том числе и предпринимательский потенциал, от которого как раз и зависят стабильность и масштабы экономического роста.
Анализ прогнозных данных международных организаций - ОЭСР, ФАО, Всемирного банка - свидетельствует о том, что, несмотря на совместное участие развитых и развивающихся стран в различных международных организациях, включая ВТО, к современным закономерностям развития мировой экономики следует отнести тот неоспоримый факт, что в перспективе (расчеты динамики роста населения, производства основных товаров, водоснабжения и др. выполнены до 2025 г.) население развитых стран будет продолжать богатеть, а развивающихся - беднеть.
И как бы Россия ни активизировала участие в мировой торговле, она сегодня продолжает ухудшать свое положение. Несмотря на природные богатства и обширную территорию, без использования интеллектуального потенциала в работе государственного аппарата, способного выражать интересы всего населения, а не его богатой и процветающей части общества, Россия прочно займет позицию страны с постоянно беднеющим населением, а значит, с постоянным ухудшением качества одного из главных факторов производства - труда.
Очевидно, что построение комплексной стратегии преодоления бедности должно начинаться с анализа причин увеличения ее масштабов. Поскольку бедность - это цена реформ, цена ошибок политических деятелей, то в первую очередь должен быть отработан механизм предупреждения процесса роста бедности. Всемирный банк и другие международные финансовые структуры предоставляют свою стратегическую помощь на жестких условиях проведения реформ с отрицательными социальными последствиями и только потом инициируют работу по сокращению бедности в мире. Прежде чем обращаться к такой помощи, правительства стран-заемщиков должны были бы, соблюдая интересы национальной безопасности, сами провести оценку ее эффективности и возможных социальных последствий и в соответствии с этой оценкой принимать решения.
Механизм проведения кардинальных реформ с отрицательными социальными (да и экономическими) последствиями нуждается в пересмотре: сначала следует переломить тенденцию роста массовой бедности. Если социальная помощь нетрудоспособным гражданам имеет чисто затратный характер для государства, то от создания условий для нормальной работы трудоспособных граждан фактически и зависит экономический рост страны, а не наоборот.
Было бы правильно избранникам народа - депутатам Государственной Думы - проводить экспертизу принимаемых законов также с позиции их влияния на уровень бедности в стране, а не только на уровень наполнения государственного бюджета. И для оценки деятельности первых лиц в стране также было бы логично применять критерий изменения уровня бедности за годы правления, а не безликие цифры уменьшения темпов инфляции, скудного прироста объемов производства и прочее.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что исходя из опыта других стран мира проблема бедности в России имеет решение. Мы можем предложить конкретные механизмы по каждому из направлений. Но массовая бедность, являясь главным негативным результатом социально-экономических преобразований, связана в первую очередь с уровнем интеллектуального развития, культуры, образования, порядочности, добросовестности (и алчности) лиц, принимающих государственные решения.