0
3863
Газета Экономика Интернет-версия

08.06.2001 00:00:00

Атомная энергетика - перспективная отрасль

Роберт Нигматулин

Об авторе: Роберт Искандерович Нигматулин - академик РАН, депутат Государственной Думы РФ.

Тэги: энергетика, экономика, экология


В РОССИИ разрушительные тенденции всегда выбирали себе в качестве символа, в качестве флага какой-либо цвет. Были белые и черные, зеленые и красные, и сейчас такое "цветное" размежевание опять возвращается. Политические экологи, которые вроде бы, судя по заявлениям, собираются разрешать мировые проблемы охраны окружающей среды, присвоили себе зеленый цвет и, вместо того чтобы способствовать разрешению экологических проблем, предпочли вести борьбу с производительными силами. Именно это направление в экологии является реакционным, очень вредным. Нужно понимать, что окружающая среда в современном мире станет благополучной, если будет развиваться производство. Есть такая иллюзия, что если мы закроем предприятия, заводы, химкомбинаты, атомные станции, машиностроительные заводы, алюминиевые комбинаты, которые дымят, чадят, то с экологией будет гораздо лучше. Будет как раз наоборот. Если создать человеку идеальное место, где он только потребляет, любым образом присваивает и усваивает продукты труда людей или готовые природные плоды, обеспечивает свою жизнедеятельность, а все заводы вывезти за пределы жилой зоны, то экология при этом все равно пострадает. Чтобы она стала нормальной - "выносимой", - необходима мощная энергетика, чтобы строить и использовать очистные сооружения, мусороутилизирующие заводы, машины, чтобы поддерживать чистоту в природе. Поэтому экономика должна не только удовлетворять непосредственно потребительские нужды человека, но и одновременно компенсировать деятельность производства, воздействие его и жизнедеятельности человека на окружающую среду. Рейн, крупнейшую реку Западной Европы, удалось очистить, только когда появилась мощная энергетика, несопоставимая с той, которая была в 50-е годы.

Одним из важных показателей экологических и экономических возможностей страны является уровень развития энергетики. Особенно это важно для России. В Германии в принципе можно жить без отопления - накрывайся теплыми пледами и нормально перезимуешь. В России такое невозможно. Начиная с ноября, кое-где и с октября и заканчивая мартом-апрелем, в России невозможно обходиться без отопления.

Развитие ТЭК в настоящее время нельзя мыслить без атомной энергетики. Атомная энергетика - это добыча урановой руды, создание ядерного горючего, транспорт его, использование на АЭС, хранение, в том числе и технологическое. Сейчас повсеместно развито длительное хранение облученного ядерного топлива (ОЯТ), но его нужно и перерабатывать. ОЯТ - это мощный энергетический ресурс. И только с помощью энергетики, в том числе и атомной, можно сегодня очистить все накопившиеся загрязнения, включая и радиоактивные - загрязнения, отходы, как это ни парадоксально звучит. Их, к сожалению, набралось 700 млн. кубометров. Причем эти радиоактивные отходы главным образом накопились не в атомной энергетике, а при реализации военных программ - атомная бомба, подводные лодки. Доля загрязнений от атомной энергетики составляет тысячные доли всех радиоактивных отходов. Настал момент, когда развитие нашей науки и техники позволяет использовать в качестве свежего топлива уже отработанное ядерное топливо после малозатратной технологической обработки. Таким образом, решается сразу несколько проблем - экологическая, ресурсосбережения и топливообеспечения, а атомная энергетика выходит в своем развитии на замкнутый топливный цикл.

В атомных реакторах, которые сейчас в основном используются, создаются условия для высвобождения энергии урана-235. Его всего сотые доли в добываемой руде. Ученые мечтают сейчас о термоядерной энергии, где нужно поддерживать температуру в 100 млн. градусов, но таких промышленных технологий еще нет. В ядерном реакторе не требуется запредельных температур. Сейчас мы выходим на использование урана-238, есть реактор БН-600, который позволяет из урана нарабатывать энергетический плутоний. А самое главное, что на нашей территории осталось около 700 млн. кубометров радиоактивных отходов, и с ними нужно аккуратно обращаться, изолировать, перерабатывать. Часть из них находится в подземных глубоких замкнутых пластах, часть на дне озер, часть в подлодках, часть в чанах, которые уже заканчивают свой срок использования. То же самое и в США, но там тратят 200 млрд. долл. в год на эти цели. При этом доля атомной энергетики в общем объеме используемого электричества в Америке составляет 33%, в Западной Европе - 15%, во Франции - 75%, а у нас - 13%.

При нынешней ситуации, когда весь бюджет России составляет 40 млрд. долл., о том, чтобы найти 10 млрд. долл. в год на экологию (а они нам жизненно необходимы), не может быть и речи, у нас и миллиарда-то нет. А из запланированного миллиарда реально выделено на 2001 год 150 млн. руб., т.е. всего 5 млн. долл., что в две тысячи раз меньше потребного. Один Курчатовский институт, а он находится в 5 км от центра Москвы, требует 120 млн. руб. И пока все это хозяйство держится на совести работников института, на их зарплате, и так ничтожной.

По технологии атомная отрасль - самая передовая в России, и ее работники предлагают: давайте займемся ОЯТ. Во-первых, это для всех стран проблема. Если вы не владеете технологиями, то это отходы. Кстати, ОЯТ из всех накопленных у нас радиоактивных материалов составляет всего лишь одну миллионную долю. Конечно, ОЯТ наиболее активный, но это проблема времени - его нужно выдержать 30 лет в хранилищах, и тогда его переработка становится экономически выгодной. Ситуация на рынке такая, что за каждый килограмм ОЯТ в ТВЭЛах (циркониевые трубки, в которых запечатано это ОЯТ) платят 1500 долл., ну пусть будет 1000. Из них 100 долларов будет затрачено на постройку хранилища и 40-летнее хранение топлива. Хранение обходится всего в 1 доллар в год. Далее, 400 долларов от каждого килограмма ОЯТ пойдет на постройку завода по переработке. Но пока топливо 40 лет не отстоялось, завод не нужен, и эти деньги можно (осторожно и надежно) пускать на другие нужды. 100 долларов придется затратить на приборную базу, в том числе на переоборудование АЭС. Следующие 100 долларов с каждой тысячи - это отчисления в бюджеты: региональный и федеральный. А вот остальные 300 долларов предполагается потратить на экологические программы по реабилитации радиационно загрязненных территорий.

Если мы ввезем на 20 лет 20 000 тонн ОЯТ, то получим эти 20 млрд. долл. Могут сказать, что это немного, но все же 7 млрд. долл. можно пустить на экологические программы. Сейчас ни по каким раскладкам средств, даже отдаленно приближающихся к этой сумме, для реабилитации радиационно загрязненных территорий мы не найдем.

И сейчас никто не может предложить реальной альтернативы. Как нам быть с загрязненными территориями и что делать с ОЯТ? Если так будет тянуться еще 5-8 лет, то, во-первых, мы упустим свою нишу на этом рынке, а во-вторых, так и будут висеть над нами проблемы Карачая, Мурманска, Дальнего Востока, многих других территорий. В Москве, например, 5 пунктов, нуждающихся в реабилитации - Курчатовский институт, МИФИ, МВТУ, ВНИИХТ, ВНИИНМ, еще 3 пункта в Московской области. А всего в проекте задействовано 33 субъекта Российской Федерации, где есть эти проблемы.

Размер хранилищ с ОЯТ, которые мы собрали более чем за 30 лет интенсивного развития атомной энергетики, - всего 1,5 га. То есть это малые площади, малые объемы. Всех, кто так активно выступает против, нужно в первую очередь спросить: а что, собственно, вы предлагаете? При технологических возможностях России других путей не видно. А в связи с предлагаемым заработком главная проблема в том, чтобы эти средства использовались целевым образом. Все они должны учитываться законом о бюджете каждый год. Соответствующий контроль будет обеспечивать Счетная палата РФ.

Включение этих доходов в бюджет дает нашей промышленности возможность выполнять все работы, бороться за их выполнение. Потому что на этом рынке уже активно работают Англия и Франция, собирается действовать Япония. И все страны, где есть атомная энергетика, в конце концов собираются это сделать. К сожалению, некоторые политические экологи, основная задача которых завоевать популярность в своих избирательных округах, пытаются запугать население этими технологиями. Часть населения после трагедии в Чернобыле удалось возбудить против атомных станций - в Нижнем Новгороде, Татарии, Башкирии. В результате 20 площадок строящихся блоков в конце 80 - начале 90-х были разграблены. Даже 95-процентной готовности блок на Ростовской станции был остановлен, не давали его десять лет пустить. К чему это привело? Это привело к тому, что Атоммаш рухнул, огромное количество заводов, поставлявших оборудование, приборы, насосы, - остановилось. А это обострение социальных проблем в ряде регионов.

Много говорят сейчас, что для подъема нашей экономики надо обеспечить благоприятный инвестиционный климат. Тогда в нашу экономику вернутся вывезенные ресурсы, а иностранные инвесторы будут вкладывать в нее. Я считаю, что это невозможно. Значительные зарубежные инвестиции в экономику России, и тем более в экологию, абсолютно исключены, потому, что им это невыгодно. Поэтому я считаю главным в экономической стратегии России - повышение платежеспособного спроса за счет роста доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте. Это не тривиальная система мер, не просто напечатать деньги, как это раньше делали. И на эту систему должны быть направлены все усилия. Иначе экономика у нас развиваться не будет. И нам нужно гармонизировать, сблизить соотношение доходов самой богатой части населения и остальной части общества. Второе - защита отечественного производителя от импорта и экспорта. От импорта предметов потребления и от экспорта сырья. Вот это главное кредо. Оно не соответствует канонам либеральной экономики, которой, кстати, в чистом виде нигде в мире нет уже сто лет и более. Без повышения оплаты труда все реформы в жилищном хозяйстве, реформа образования, армии, пенсионная и другие - они имеют малый смысл, пока не будет решен главный вопрос России - оплата труда. Ни одна страна не имеет таких зарплат - 20-50 долларов. Пока мы из этого не выйдем, ничего путного не получится. При этом нужно иметь в виду, что доля госбюджета в ВВП европейских стран 40-43% и выше. Америка имеет долю консолидированного бюджета 36%, а у нас 26-28%. А что такое бюджет - это и армия, и учителя, и врачи, и культура, и наука.

Основная энергетическая база у нас расположена в восточной части страны - нефть, газ, уголь, а население живет в основном в европейской части. Доля атомной энергетики на этой территории сейчас составляет около 28-30%, без нее вообще нельзя себе мыслить энергетику западных регионов страны. 10 лет потеряли, ничего не делали, плюс к этому наши разрушители сосредоточили основной удар на Минатоме, на его предприятиях. А в Минатоме на 25% за два года увеличили производство электроэнергии, достроили Ростовскую станцию, в 6 раз увеличили инвестиции - своими силами, а не из бюджета, из которого 50 млн. руб. только получено - копейки. В 2 раза зарплата увеличилась в отрасли, в 4 раза увеличились инвестиции в науку отрасли, и это все сами заработали. Производство электроэнергии на АЭС достигло уровня советского периода, 1990 года. Какое еще наше производство может такое показать, какая отрасль? Причем большая доля в этом достигнута за счет организационных мер, например, ликвидации всяческих посредников, борьбы с воровством. Здесь все это было реализовано на практике, та самая пресловутая дебюрократизация, которую в других сферах еще только планируют, намечают проводить. Противодействие развитию атомной энергетики - это борьба против России, против ее потенциала, против ее научно-технической элиты.

Кстати, атомная энергетика сейчас дает самое дешевое электричество. Если в обычной, тепловой энергетике на органическом топливе в тарифе около 60% составляет стоимость природных ресурсов, топлива (в этом топливе большая доля природно-ресурсной ренты, а не оплаты труда), то стоимость природной составляющей в атомной энергетике составляет 15%, большая часть которой - трудовая компонента. Это и есть фактическая реализация концепции базообновляемой технологии, возобновляемого ресурса - на тысячи лет. Запасов топлива для всей органической энергетики хватит только на несколько десятилетий, в то время как для атомной энергетики - на тысячелетия. Атомная энергетика обеспечивает работой, ведь для нее в большей степени важен возобновляемый ресурс - человеческий труд, а не природный материал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1075
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
664
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1292
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1289

Другие новости