РОССИЙСКИМ сталепроизводителям предстоит жесточайшая борьба за свое место на мировом рынке. Причем борьба эта усугубляется рядом крайне неблагоприятных для отечественных производителей факторов. Так, вице-президент "Северстали" Михаил Носков заявил, что уже к концу 2001 года его компания ожидает существенного падения цен на сталь и прокат на мировых рынках. Соответственно, в этом году "Северсталь" планирует и снижение выручки от реализации на 18%.
Дело в том, что, уже начиная с декабря прошлого года, цены на сталь и прокат и на внешнем, и на внутреннем рынке резко пошли вниз. По данным директора по производству НЛМК Валерия Мамышева, мы уже реально подошли к рубежу, за которым начинается мировой кризис перепроизводства стали. Из-за этого резко обостряется конкуренция, особенно со стороны производителей развивающихся регионов. Развитые страны (США и ЕС) предпочитают защищать себя протекционистскими санкциями.
А для России уже стало привычным, что отечественная металлургия - как черная, так и цветная - является второй статьей экспортных доходов после ТЭКа. До сих пор это было возможным потому, что в 1998-1999 годах мировой стальной рынок находился на подъеме и цены были необычайно высокими. Правда, к этому времени нашей стране фактически заблокировали жесткими квотами выход на дорогие рынки Соединенных Штатов и Европейского союза. Однако конъюнктура сохранялась благоприятной, так как еще оставался емкий рынок Юго-Восточной Азии, куда стальные комбинаты переориентировали поставки своей продукции. И хотя цены за каждую тонну металла в ЮВА на 20-30 долл. ниже, чем в США и Европе, стабильное увеличение спроса на российскую продукцию пока компенсировало потери.
Однако сейчас конъюнктура мировых рынков как на цветные, так и на черные металлы складывается не в пользу российских производителей. Цены падают, а с ними снижается и рентабельность металлургического производства. А ведь более половины черных металлов и 80-90% цветных идет на экспорт.
Как встречает такую ситуацию вся российская металлургия? Статистика неутешительна - активная часть основных производственных фондов изношена более чем на 60-70%. Мало того, что российские металлурги работают на изношенном оборудовании, они крайне медленно его заменяют. По данным руководителя департамента металлургии Министерства промышленности, науки и технологий Светланы Степановой, выбытие основных производственных фондов в черной металлургии должно составлять 3,5% в год. На деле же российские комбинаты ежегодно избавляются только от 1% устаревшего и изношенного оборудования. И это при том, что средний возраст основных фондов оборудования во всей металлургии составляет 65 лет.
Уясним себе два ключевых момента. Первый - такой прибыли, какая была в прошлом и позапрошлом годах, российские сталелитейщики сейчас заработать не в состоянии. Более существенен второй момент - в борьбе на рынках мира за свои ниши отечественные производители используют крайне изношенное оборудование, нуждающееся в модернизации. И если модернизация не будет проведена, то через несколько лет нас ждет вытеснение с мировых рынков стали. Мы просто не сможем адекватно реагировать на изменения на рынке черных металлов, где растут требования к качеству и одновременно с этим снижается себестоимость металлопродукции.
Одни российские комбинаты эта ситуация затрагивает в меньшей степени, другие - в большей. Наиболее трудную задачу в модернизации своего производства предстоит решить комбинатам традиционных промышленных районов - например, Урала.
Одним из немногих предприятий России, кто уже сегодня реализует идею глобального технического перевооружения, является Новолипецкий меткомбинат. В 2000 году комбинат приступил к реализации собственной программы технического перевооружения, которая требует 1,1 млрд. долл. инвестиций и рассчитана на 5 лет. На ее реализацию уже в 2000 году было затрачено 120 млн. долл. Конкретные результаты впечатляют: фактически заново построена доменная печь, введена в строй новая коксовая батарея, запущены два мощных турбогенератора, модернизирован агрегат горячего цинкования, после реконструкции запущен конвертер, закуплено новое оборудование. Уже сейчас опыт НЛМК во многом уникален: это единственный в России комбинат, который за последние восемь лет провел реконструкцию коксового производства.
Параллельно с техническими задачами решаются и вопросы защиты окружающей среды. Сокращаются источники выбросов и внедряются современные экологически чистые технологии.
Еще одна цель программы - снижение себестоимости выпускаемой продукции, в частности, снижение энергетических затрат, так как металлургия - одна из самых энергоемких отраслей. Пуск в марте этого года на НЛМК уже второго турбогенератора позволил довести выработку собственной электроэнергии до 40% к потребности.
Если аналогичные новолипецким процессы не начнутся на всех предприятиях черной металлургии, то остаться на мировом рынке смогут всего несколько российских производителей, которые вовремя, несмотря на затраты, взяли курс на модернизацию. Сохранение позиций на мировом рынке напрямую зависит от того, смогут ли металлурги снизить себестоимость своей продукции при одновременном повышении ее качества. НЛМК этим уже занимается, дело за остальными.