ПРОЦЕСС присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) начался довольно давно. Заявка на вступление в организацию была подана еще в 1994 году, переговорный процесс начался в 1995-м и продолжается до сих пор. На протяжении всего этого времени у идеи присоединения находились как сторонники, так и противники. На прошлой неделе был организован круглый стол, посвященный этому вопросу, где обе стороны получили возможность высказать свое мнение. Однако вне зависимости от того, какую позицию заняли участники круглого стола, никто не сомневался, что присоединение России к ВТО окажет существенное влияние на экономику страны, особенно внешнеторговую экономическую деятельность.
Так, противники присоединения считают, что вступление России в ВТО существенно осложнит положение отечественных предприятий на внутреннем рынке. В качестве примера можно привести состояние нашего товарного рынка накануне финансового кризиса 1998 года. Избыток импортных товаров привел к тому, что продукция отечественной промышленности, которая не могла конкурировать с зарубежными аналогами, практически не пользовалась спросом. Августовский кризис пошел на пользу множеству российских предприятий. Взлет курса доллара и существенное повышение цен на товары импортного производства сделали российскую продукцию конкурентоспособной, хотя только на внутреннем рынке. Поэтому, по мнению противников присоединения к ВТО, этот шаг приведет к тому, что ситуация на российском рынке вернется на прежний, докризисный уровень, что явно не пойдет на пользу российской промышленности и в целом экономике страны.
Однако не стоит забывать, что российские предприятия в состоянии произвести далеко не все товары, необходимые на рынке. Так, например, для замены устаревшего оборудования, моральный и физический износ которого очень высок практически по всей стране, необходимо закупать его за границей. Поэтому усложнять доступ для всех импортных товаров на российский рынок неразумно.
В нашей стране до сих пор таможенные пошлины выполняли не столько регулирующие функции, позволяющие контролировать потоки завозимой продукции, сколько фискальные, то есть использовались как один из способов наполнения бюджета. После вступления в ВТО величина и назначение пошлин изменится таким образом, что в дальнейшем они будут использоваться как механизм, позволяющий стимулировать поступление продукции, в которой есть необходимость, и ограничивать избыточно представленную на российском рынке.
Сразу после вступления в ВТО будут установлены максимальные тарифные ставки. Но в дальнейшем, в ходе следующих 5-7 лет, они будут постепенно снижены до минимального уровня, предусмотренного соглашением. Члены комиссии, занимающейся составлением этих соглашений, утверждают, что в настоящий момент стороны добились договоренности по 35% товарной номенклатуры, и только в отношении 9% предполагается, что величина ставок окажется ниже существующей, поэтому никакой угрозы для отечественных производителей не предвидится.
Однако если переговоры, касающиеся товарного импорта, проходят достаточно успешно и скоро должны прийти к завершению, то в отношении импорта услуг стороны еще не пришли к единому мнению. Вызвано это прежде всего тем, что российский сектор услуг неконкурентоспособен, поэтому необходимо защитить те, которые уже представлены на нашем рынке, но в то же время обеспечить доступ на свободные пока сегменты рынка.
Согласование этих вопросов продолжается. Так, 26 февраля в Женеве российская делегация приступила к переговорам, суть которых - доступ на российский рынок товаров и услуг. Также обсуждались предложения нашей делегации по сельскому хозяйству. Возглавил делегацию заместитель министра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков.