Недавно в очередной раз "стало известно", что глава "Газпрома" должен отправиться на заслуженный отдых. И этот информационный повод вновь возбудил охотничий азарт определенной публики, давно стремящейся отхватить жирные куски уже поделенного газового пирога.
Во всем мире, как известно, крупные концерны обычно становятся ядром больших - формальных и неформальных - кооперационных систем. "Газпром" - не исключение. Поэтому Рема Вяхирева пытаются вытолкнуть оттуда вместе с другими "кооператорами", в число которых входит и международная группа компаний "ИТЕРА". Ведь консолидацией своих ресурсов "кооператоры" укрепляют единство системы, и тот же газовый "монстр" со свитой деловых партнеров оказывается крепким орешком. Вот кое-кто и стремится под сурдинку справедливости и демонополизации этот орешек расколоть, чтобы съесть ядрышки. А так как партнеры "монстра" в силу совпадающих с ним коммерческих и хозяйственных интересов этому мешают, их тоже стараются угробить.
Следует отметить, что переделить "Газпром" пытаются, в частности, путем отмены законодательного, в 20%, ограничения числа акций этого концерна, которые разрешено иметь иностранным владельцам. А газ, как известно, товар геополитический. Таким образом, речь идет о стремлении определенных лиц за рубежом и их "бескорыстных" представителей в России вывести стратегически значимую отрасль из-под контроля российского государства, на что ими задействованы масштабные ресурсы и организована мощная пиаровская кампания в прессе.
За последний месяц только английская газета "Файнэншл таймс" опубликовала 15 (!) статей, "разоблачающих" "ИТЕРУ", куда якобы уводятся активы "Газпрома". Неужто кустами скважин? Американская "Уолл-стрит джорнэл" в статье от 24 октября этого года сравнивает "ИТЕРУ" с пиявкой, присосавшейся к "Газпрому". Обсуждать непрофессионализм этой публикации бессмысленно. Но образ пиявки, который, по замыслу автора, должен символизировать декларируемый в статье паразитизм "ИТЕРЫ", оказался, как ни странно, весьма верным, выражающим, правда, суть совсем иных отношений двух компаний. Ведь пиявки - существа лечебные и с незапамятных времен используются для удаления из больного организма "дурной" крови.
Как известно, в странах СНГ платежи "Газпрому" за поставлявшийся им газ даже в лучшие времена не превышали 38% всего объема продаж. Несколько лет назад великий монополист, устав от изнурительной борьбы с неплательщиками, уступил часть этого рынка "ИТЕРЕ", создавшей у себя клиринговую систему расчетов. И сегодня "Газпром" высвободившийся газ гонит в Европу, добывая для казны твердую валюту, так как "ИТЕРА" освободила его от обязательных поставок голубого топлива в страны СНГ по межгосударственным соглашениям и тем самым избавила от "дурной" крови - пресловутой проблемы неплатежей. Освободила "пиявка" "Газпром" и от неплатежей в Свердловской области.
Кроме того, "ИТЕРА" создала с несколькими предприятиями "Газпрома" - владельцами лицензий на разработку малорентабельных месторождений - совместные предприятия. Денег у "Газпрома" на их освоение нет, а сроки начала разработок, указанные в лицензиях, подходили к концу, и лицензии могли аннулировать. Теперь "ИТЕРА", вложив в освоение месторождений весьма существенные средства, совместно с "Газпромом" добывает газ, пополняя общероссийскую газовую копилку, и создает новые рабочие места, а их конкуренты говорят о якобы разбазаривании активов "Газпрома".
Однако масштабная кампания по дискредитации "Газпрома" и "ИТЕРЫ" существенно вредит их инвестиционной привлекательности и тем самым препятствует увеличению добычи газа. Следовательно, организованная травля газодобытчиков угрожает стратегическим интересам и безопасности страны. Ведь как следует из проекта федерального бюджета на 2001 год, одним из приоритетов правительства - страну надо срочно уводить от дефолта - является обслуживание и погашение государственного долга. На это планируется свыше 40% всех бюджетных расходов, или почти 500 млрд. руб. А вот на капвложения выделяются из казны лишь 26,1 млрд. руб. Совершенно очевидно, что значительную часть госдолга, и это отражено в проекте федерального бюджета, власти намереваются гасить в ближайшие годы за счет налогов от экспорта нефти и газа. Причем рост цен на них на мировом рынке пока благоприятствует этим намерениям.
ИЗВЕЧНЫЙ ВОПРОС - ОПЯТЬ ПРО ДЕНЬГИКазалось бы, учитывая чрезвычайность положения с реструктуризацией и возвратом долгов, правительству надо немедленно воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой, а также угрозой надвигающегося за рубежом топливно-энергетического кризиса и срочно предпринять меры (в том числе дифференцировать налогообложение в зависимости от конкретных условий освоения месторождений и их эксплуатации), которые позволят увеличить отдачу от главной "дойной коровы" страны - ТЭКа. Тогда ТЭК можно будет наконец превратить в локомотив для всей экономики и начать вытягивать ее из кризиса.
Первое, что представляется необходимым сделать - предложить тому же Парижскому клубу кредиторов реструктурировать российский долг в обмен на увеличение экспорта странам-кредиторам того же газа. Тогда сделать это можно будет за счет средств, выделяемых для текущих платежей по погашению госдолга, которые, в свою очередь, направить на увеличение добычи газа и частичное замещение его на электростанциях углем.
Как известно, в отличие от нефти добыча газа с прошлого года стала падать. Дело в том, что эксплуатируемые газовые месторождения истощены уже более чем на треть, а прирост новых запасов отстает от темпов извлечения имеющихся. Падение добычи в этом году приблизится к 20 млрд. кубометров, а к 2020 году, по оценкам, на нынешних месторождениях снизится до 10-11% к объему этого года. Растет и изношенность основных фондов отрасли. Только на модернизацию газоперекачивающих агрегатов российской трубопроводной системы требуется до 3,5 млрд. долл. По экспертным оценкам, "Газпрому" на капиталовложения ежегодно в ближайшие 5-6 лет понадобится 3,1-3,4 млрд. долл. Однако прошлогодняя цена на газ в 330 рублей за тысячу "кубов" позволила получить для инвестиций лишь 2,35 млрд. долл., а за счет привлеченных средств все вложения составили в 1999 году 2,8 млрд. долл.
Решить проблему инвестиций, казалось бы, можно увеличением внутренней цены на газ, которая сейчас в средневзвешенном исчислении составляет по стране 443 рубля за тысячу "кубов". Но это лобовое решение спровоцирует новый рост ценовой инфляции и дальнейшее снижение платежеспособного спроса. Между тем истощение верхних газоносных слоев эксплуатируемых месторождений требует бурения новых, более глубоких скважин, а также освоения новых месторождений с более тяжелыми геологическими условиями и трудно извлекаемыми запасами. Естественно, себестоимость добычи газа в дальнейшем будет расти, а средств у "Газпрома" на развитие отрасли не хватает. К тому же велики долги потребителей. Только Украина, где несанкционированное извлечение чужого газа (назовем столь лукавым словосочетанием обычное воровство) из транзитной магистрали оправдывается президентом республики, задолжала "Газпрому" 2,2 млрд. долл. Это произошло еще до того, как "Газпром" перестал поставлять газ на часть рынков СНГ, уступив их "ИТЕРЕ".
Нарастание дефицита газа скоро потребует всерьез заняться также освоением малых и средних месторождений, в том числе малорентабельных с трудно извлекаемыми запасами. Согласно проекту энергетической стратегии, разработанному в Минэнерго, доля таких месторождений в добыче газа должна возрасти до 20% общих объемов. А для их освоения будут привлекать так называемые независимые компании.
"ИТЕРА" уже начала осваивать несколько средних месторождений, побежав как бы впереди паровоза и набивая из-за этого шишки. Ее плавучесть при нынешнем экономическом хаосе и безденежье обеспечивается тремя "китами": высокопрофессиональными управляющими, собственной клиринговой платежной системой и многотоварным производством, которое позволяет сглаживать колебания конъюнктуры с добычей и сбытом газа - основным видом деятельности "ИТЕРЫ". Но главное, что выручает, - внедренная платежная система с расчетами по клирингу.
ГАЗОВЫЙ РУБЛЬ В ТЫСЯЧУ КУБОМЕТРОВКак известно, следуя директивам Международного валютного фонда, подменившего собой прежний директивный орган страны - ЦК КПСС, реформаторы сжали рублевую денежную массу - агрегат М2 - до катастрофически малых размеров. Вот уже многие годы денежная масса не превышает установленную для нас "норму" в 13-14% по отношению к ВВП. Между тем в нормальных странах это соотношение превышает 50%, а в США достигает 120%. Правда, значительная сумма долларов находится в зарубежных "спецкомандировках", в том числе в России, подрывая стабильность рубля.
О том, много или мало в обращении российских денег с точки зрения их достаточности для оборота всей товарной массы страны, наглядно свидетельствует официальная статистика. В 1999 году объем промышленной продукции составил почти 3 трлн. руб. Еще примерно 1,5 трлн. стоили продукты питания, сельхозпродукция, различные услуги. А рублевая масса равнялась лишь 646,1 млрд. руб. Если полагать, что денежная масса использовалась только в реальном секторе экономики и обернулась за год трижды, а быстрее она не "крутится", то в денежном обороте в сфере производства продукции и ее потребления для баланса не хватало около 2,5 трлн. руб. А ведь часть рублевой массы отвлекается еще на обслуживание валютного обмена - это тоже примерно 1,5 трлн. руб. в обороте. Да и спекулятивные рынки ценных бумаг постепенно "раскочегариваются", чем еще отвлекается около 800 млрд. руб. Так что дефицит денежного обращения по отношению к товарному оказывается никак не меньше 70%. О таком дефиците свидетельствует и соизмеримость с денежным оборотом в сфере товарного производства суммы налогов в 615 млн. руб. - с прибыли, НДС и акцизов, собранной к тому же частично взаимозачетами в прошлом году в консолидированный бюджет с предприятий реального сектора экономики. Эта сумма не превысила 14% стоимости произведенных товаров и услуг. На самом деле суммарно налоги от цены продукции в среднем значительно превышают 30%, и, будь денежное обращение сбалансировано с товарным, налогов с товарной продукции и услуг собрали бы никак не меньше 1,5 трлн. руб.
Именно искусственно созданным в стране денежным дефицитом объясняются масштабные неплатежи и бартер. Устранять его в ближайшие годы, по всей видимости, не собираются - МВФ не позволит. А восстанавливать платежный оборот необходимо. Поэтому начальной фазой выхода из создавшегося положения видится трансформация принявшего грабительские формы натуробмена в клиринговые расчеты. Чтобы они носили неслучайный и упорядоченный характер, их надо вводить на выделенных, условно локальных рынках, где возможен взаимный запланированный обмен продукцией по заранее установленным ценам. Подводить баланс взаимных расчетов можно после каждого цикла поставок продукции с оплатой разницы деньгами, и это будет тот самый бартер, как клиринг в реальном времени. Но если партнеры надежные, баланс поставок подводится в конце какого-то календарного периода, обычно года.
Клиринговые расчеты, осуществляемые посредством виртуальных денег, подобных переводному рублю бывшего СЭВа, широко применяются во многих странах. Они позволяют обходиться меньшей денежной массой, при этом оборот ее ускоряется.
Надо полагать, что пороки денежной политики реформаторов и ее последствия не были для руководства "ИТЕРЫ" тайной за семью печатями. И чтобы оградиться от угрозы неплатежей, в "ИТЕРЕ" организовали локальный рынок обмена различных видов продукции на газ на основе клиринговых расчетов, при которых цена тысячи кубометров голубого топлива оказалась мерой стоимости в товарообороте. Сегодня этот рынок включает потребителей многих стран СНГ, Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), Свердловской области и др.
Благодаря клирингу "ИТЕРА" избавилась от неплатежей и вносит сполна все налоги. Товарные "деньги" в ее обороте составляют примерно половину, остальные деньги - "живые". Однако общая рентабельность оборота не превышает 15%, так как сами поставки газа близки к убыточным.
По сути говоря, в "ИТЕРЕ" создана модель клиринговых расчетов, которую можно внедрить по всей стране в виде единой системы пересекающихся условно локальных рынков. Архитектура такой системы может быть подобна бывшему Госснабу, но с собственным клиринговым банком. Если комиссионные нового "Госснаба" ограничить 10-15% - при бартере сегодня за ликвидные товары требуют двойную цену - это позволит в том числе снизить инфляцию и собирать - благодаря централизации расчетов и их подконтрольности - больше налогов.
ПОБЛАЖКИ ДЛЯ ЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИСТАНа российском рынке и в странах СНГ "ИТЕРА" активно стала работать в 1998 году в качестве перепродавца газа, начав одновременно освоение шести месторождений, расположенных на территории ЯНАО. Первое из них - Губкинское - ввели в промышленную эксплуатацию в 1999 году, второе - Восточно-Таркосалинское - намечено запустить в промышленную эксплуатацию до конца этого года. Суммарный запас газа всех шести месторождений равен 1900 млрд. куб. м, и "ИТЕРА" в их разработку планирует вложить 1,5 млрд. долл. Уже затрачено 400 млн., половина из которых - собственных, реинвестированных из прибыли и заработанных благодаря клирингу. После освоения всех этих месторождений суммарная годовая добыча "ИТЕРЫ" в ЯНАО достигнет почти 63 млрд. кубометров, что составит десятую часть нынешней годовой добычи "Газпрома".
Казалось бы, вот один из стратегических резервов, который позволит увеличить экспорт газа в Европу и получить дополнительную валютную выручку для погашения госдолга. И правительству надо только озаботиться созданием соответствующих экономических условий для скорейшего освоения тех же ямальских месторождений.
Однако происходит нечто странное. Вопреки антимонопольному законодательству Федеральная энергетическая комиссия установила всем компаниям, кроме "Газпрома", такие тарифные ставки по транспортировке газа, которые вдвое-втрое превышают транспортный тариф для самого "Газпрома". Для "ИТЕРЫ" это означает, что перекачка ямальского газа на расстояние свыше 1400 км, то есть далее Тюменской, Свердловской и Пермской областей, становится убыточной. И так как акциз и экспортную пошлину, а их ставки одинаковы для всех, исчисляют с продажной цены, то у "Газпрома" оказывается больше прибыли при одинаковых объемах продаж. Между тем, как отмечалось выше, добыча "легкого" газа пошла на убыль. И той же "ИТЕРЕ", начинающей промышленное освоение ямальских месторождений, приходится бурить более глубокие скважины и применять более дорогие технологии из-за усложнения геологических условий залегания пластов и необходимости увеличения их отдачи.
Очевидно, для разных по удельным затратам на освоение и эксплуатацию объектов и ставки налогов с акцизом надо подбирать индивидуально такие, чтобы выравнивались экономические условия хозяйствования и в итоге расширялась налогооблагаемая база. А к чему приводят постоянные относительные ставки тех же акцизов - 15% при продажах газа в России и Белоруссии и 30% - в остальных государствах? Получается, чем сложнее месторождение, выше удельные расходы на добычу газа и меньше рентабельность его сбыта, тем больше в абсолютном исчислении оказывается акциз и, следовательно, меньше прибыль. Поэтому сокращаются финансовые возможности для увеличения добычи, а значит, и бюджетные доходы. Хотя на самом деле все должно быть наоборот, и те же рентные платежи должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от природных "удобств" извлекаемости запасов: чем хуже "удобства", тем меньше акциз. Об этом толкуют давно, но воз и ныне там.
У "Газпрома" низкий транспортный тариф во многом компенсирует негативное влияние акциза. Даже при том, что цену на газ внутри страны монополисту устанавливает ФЭК. А вот "ИТЕРЕ", как бы тоже для компенсации поборов, позволено назначать так называемые рыночные цены. Но если "Газпрому" их на сегодня установили в средневзвешенном исчислении в 443 руб., то про свободу ценообразования для "ИТЕРЫ" можно сказать: "Видит око, да зуб неймет". Ведь более или менее значимое превышение государственной цены естественного монополиста лишит "ИТЕРУ" рынка сбыта.
Такая же "конкуренция" наблюдается и на газовом рынке Украины. Дело в том, что экспорт туда газа регламентируется соответствующим межправительственным соглашением, согласно которому цена транзита российского газа связана определенным соотношением с его продажной ценой, устанавливаемой украинской стороной. Еще несколько лет назад тысяча кубометров стоила там 80 долл., а тариф на ее транзит составлял 1,75 долл. на 100 км. Когда экспортом газа занялась "ИТЕРА", по просьбе "Газпрома" стоимость транзита голубого топлива через Украину понизили до 1,09 долл. на 100 км, скостив, само собой, при этом продажную цену... до 50 долл. за тысячу "кубов". Между тем транспортировка тысячи кубометров до украинской границы обходится в 35-40 долл. Так что рентабельность для "ИТЕРЫ" экспорта газа оказывается теперь более или менее приемлемой лишь в приграничных с Россией украинских областях, а в глубинке, за тысячу километров от границы, она близка к нулевой из-за увеличения транспортных расходов. Сам "Газпром", расплачиваясь за транзит газом, продает его в Европе в среднем по 90 долл. за тысячу "кубов". "ИТЕРЕ" же в дальнее зарубежье доступ закрыт.
Как известно, строительство дома стоит намного больше текущих затрат для последующего в нем проживания. "Газпром" при его организации получил почти бесплатно в наследство от своего предшественника новые основные фонды, созданные в советские времена. "ИТЕРА" начинала с нуля и вкладывала в отличие от "Газпрома" собственные средства в развитие производства. К тому же и сырьевая база из-за усложнения геологических условий разработки месторождений становится более дорогой. Поэтому стоимость основного капитала "ИТЕРЫ", например, по отношению к тысяче кубометров добываемого газа, оказывается существенно выше, чем у "Газпрома", а следовательно, экономическая эффективность "ИТЕРЫ" заведомо меньше, чем у "Газпрома". Но этот фактор неравенства условий для развития, весьма значимый для вновь создаваемых предприятий, также никак не учитывается в экономической политике правительства.
Между тем "ИТЕРА" при нарастающем дефиците газа играет все большую роль в поддержании топливно-энергегического баланса России и других стран СНГ.
ГОССНАБ ДЛЯ СНГВ этом году объем реализованного "ИТЕРОЙ" газа составит примерно 80 млрд. кубометров, из них около 20 млрд. - собственного, добытого в ЯНАО. Следует заметить, что при этом у "Газпрома" ничего не закупается, а на Украину поставляется туркменский газ, который на 60% оплачивается товарами, в том числе белорусскими и российскими, стоимость которых в этом году оценивается примерно в 660 млн. долл. "ИТЕРА" в поставках газа из Туркмении является оператором по расчетам за него. Благодаря существенному различию по отношению к доллару паритетов покупательной способности и курсов валют Туркмении и России, рентабельность товарной части оплаты достигает 25-30%, что позволяет удерживать средневзвешенную рентабельность оборота "ИТЕРЫ" в пределах 10-15%. В то же время рентабельность поставок газа из ЯНАО в Свердловскую область, а "ИТЕРА" теперь обеспечивает всю ее потребность собственным газом, оказывается близкой к убыточной. Ведь из-за высокого транспортного тарифа доставка туда тысячи "кубов" обходится в 220 руб. при себестоимости их добычи равной 150-180 руб., а продажная цена не превышает 400 руб.
В ЯНАО часть газа закупается "ИТЕРОЙ" у администрации округа (им расплачивается "Газпром" в счет рентных платежей), а товарная часть его оплаты "ИТЕРОЙ" достигла в нынешнем году уже примерно 2,5 млрд. руб. Весьма интенсивен и товарооборот с Белоруссией, куда "ИТЕРА" поставляет примерно четверть потребляемого там газа, а в обмен получает грузовики, металлопродукцию, стройматериалы, бытовую технику. Газ поставляется также в страны Балтии, Закавказья и в Узбекистан. Поэтому можно сказать, что "ИТЕРА" стала неким подобием прежнего Госснаба СССР и ее клиринговая дипломатия в условиях безденежья получила признание на постсоветском пространстве.
О значимости деятельности "ИТЕРЫ", в частности, свидетельствуют состоявшиеся в последнее время встречи ее руководителя Игоря Макарова с президентами ряда стран СНГ. Так что роль клиринговой дипломатии компании в геополитике России трудно переоценить.
Осваивая рынки сбыта, "ИТЕРА", продавая сначала чужой газ, затем замещает его собственным. Так происходило в Свердловской области. Подобная стратегия должна обеспечивать устойчивость развития, в том числе за счет снижения зависимости компании от многих внешних факторов, включая политические. Однако такое в полной мере возможно лишь в среде, обеспечивающей соблюдение законных прав субъектов рынка. Но до появления подобной среды в нашей стране еще ох как далеко.
Захват чужой собственности обычно предваряется кампанией дезинформации против ее владельцев. "ИТЕРА" длительное время в полной мере испытывает это на себе и несколько раз вынуждена была выставлять судебные иски с требованием защиты своей деловой репутации. Недавно были удовлетворены три таких иска. Но, как отмечалось, измышления, порочащие честь и деловую репутацию, в частности, той же "ИТЕРЫ", вредят не только компаниям. Ведь так как от них отворачиваются введенные в заблуждение лживыми измышлениями потенциальные инвесторы, ущерб наносится экономике в целом, а значит, обществу и государству.
Уже упоминавшаяся "Файнэншл таймс", которую, видимо, весьма заботят дела "Газпрома" и "ИТЕРЫ", в очередной статье, опубликованной 8 ноября этого года, излагает требования одного из выразителей интересов зарубежных акционеров "Газпрома" в адрес его руководства - прояснить отношения "Газпрома" с "ИТЕРОЙ". Если судить по газетному пересказу, предъявляемые претензии изобилуют множеством некомпетентных оценок, неточностей и домыслов, которые неоднократно уже тиражировали и другие СМИ. В частности, спрашивают их авторы, почему "Газпром" передает "ИТЕРЕ" свои газовые месторождения и лицензии на их разработку. Но таким "компетентным специалистам" и вдохновителям таких статей следовало бы знать, что ни у кого в России нет своих, приватизированных месторождений, они все государственные, а "Газпром" обладает лишь лицензиями на их разработку, причем в определенные сроки. Сами же лицензии никому не передаются, а "ИТЕРА" выступает инвестором и совладельцем совместных с обладателями лицензий предприятий-операторов по разработке соответствующих месторождений. Кроме того, "Файнэншл таймс" утверждает, что "ИТЕРА" наживается, перепродавая газ "Газпрома". Но это, как сказано выше, неправда. Столь же лукаво и утверждение об уводе активов концерна в "ИТЕРУ". Видимо, к активам, наряду со скважинами, авторы домыслов относят и лицензии, право совместного использования которых "ИТЕРА" в качестве инвестора получает на двух или трех совместных с "Газпромом" предприятиях.
Так как потенциальных инвесторов и кредиторов длительное время вводят в заблуждение подобными измышлениями, то и результаты налицо. Если верить упомянутой публикации в "Файнэншл таймс", ЕБРР тоже "вдруг" почему-то потребовал от "Газпрома" прояснить свои отношения с "ИТЕРОЙ" и ставит это условием предоставления "Газпрому" кредита в 250 млн. долл. К чему бы это?