РОСТ производства в России в 1999-м и первом полугодии 2000 года породил надежды на конец кризисного периода и начало восстановления экономики. Сейчас уже формулы "переломный момент" в экономической эволюции, "новый период" российской государственности не воспринимаются как чисто журналистские штампы. Естественно, возникает необходимость подойти и к проблемам ТЭКа с вопросами: насколько готов этот комплекс - важнейший для российской экономики и, как считалось до последнего времени, меньше других пострадавший за период реформ - насколько он готов к решению стоящих перед ним задач? Эти задачи определяются неизбежным ростом внутренней потребности в энергоресурсах и рентных поступлениях государству и другим секторам народного хозяйства.
Нет необходимости доказывать, что экономика страны находится в тяжелейшем состоянии. Причем сохранение сложившейся за 90-е годы модели ее функционирования уже в ближайшие 3-4 года должно привести к ускоренному выбытию производственного оборудования, новому резкому спаду производства и жизненного уровня населения. Надежда избежать катастрофического варианта развития и создать социально-экономические механизмы устойчивого роста в большой мере связана с восстановлением дееспособности государства, его способности регулировать экономические процессы. В этих условиях все большую важность приобретает не только разработка прогнозов развития экономики при сложившийся модели, но и по возможности более конкретная оценка рациональности сложившихся хозяйственных пропорций и механизмов.
МЕСТО И ОСОБЕННОСТИ ТЭКа В НАШЕЙ ЭКОНОМИКЕ
Это в первую очередь относится к топливно-энергетическому комплексу, так как его функционирование носит по сути инфраструктурный характер, обеспечивая необходимые условия для работы всех остальных хозяйственных отраслей и элементарное выживание населения. Кроме того, доходы ТЭКа содержат большую долю ренты природных ресурсов, которая должна поступать государству как представителю всего общества.
Роль ТЭКа в нынешней российской экономике невозможно переоценить. Начать с того, что Россия - самая северная страна. И если, скажем, в нынешнем году будет очень холодная зима, какая бывает раз в сто лет, нехватка резервов топлива и мощностей электростанций может привести к такой катастрофе, что гибель "Курска" покажется незначительным эпизодом. Соотношение цен и объемов производства в различных отраслях промышленности сейчас таковы, что продукция ТЭКа составляет 30% всей промышленной продукции. Топливный сектор дает 40-50% экспорта и 20% всех налогов, уплачиваемых предприятиями. При этом в таких отраслях, как электроэнергетика, нефтяная и газовая промышленность, практически все производство контролируется несколькими крупными компаниями. По нашему мнению, все это требует, чтобы общество имело полную информацию о деятельности этих компаний. В тяжелейший период, который переживает страна и ее экономика, они не могут действовать независимо от общества и государства. Общество не может допустить, чтобы компании, доходы которых временами бывают сопоставимы с федеральным бюджетом, вдруг стали резко снижать производство из-за длительного отсутствия необходимых капиталовложений или чтобы большая часть их экспортных доходов оставалась за рубежом, минуя контроль государства.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ЦЕН
Важнейшими условиями деятельности топливно-энергетических компаний, которые во многих странах регулируются государством, являются внутренние цены (тарифы) энергоносителей и налоги рентного типа (включая таможенные пошлины). Совершенно очевидна неприемлемость для России, использующей большую часть своих энергоресурсов на внутренние нужды, увязка их внутренних цен с мировыми, которые подвержены резким колебаниям (как в конвертируемой валюте, так и особенно в пересчете на рубли, поскольку при этом их неустойчивость и непредсказуемость зависят еще и от колебаний обменного курса рубля). При этом общий уровень и соотношение цен на энергоносители, естественно, должны зависеть от затрат на их производство и транспортировку и потребности в капиталовложениях, т.е. в первую очередь от общего уровня цен в стране. Иными словами, необходимо обеспечить стабильность относительных цен по отношению к их общему уровню. В странах с относительно стабильной экономикой, таких, как США и страны Западной Европы, внутренние цены на топливо и энергию слабо зависят от колебаний мировых цен. Так например, в период от лета 1996 года, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты были на достаточно высоком уровне (российская нефть - 164 долл./т), до лета 1998 года, когда они упали до небывало низкого уровня (российская нефть - 66,6 долл./т, т.е. за два года - в 2,5 раза), внутренние цены Франции, Германии, Англии изменялись незначительно. Существенное снижение цен на нефть и тяжелые нефтепродукты (мазут) произошло в США, но, конечно, в гораздо меньшей степени, чем на мировом рынке.
Чтобы сопоставить относительные уровни внутренних цен энергоресурсов в разных странах, используют их пересчет в доллары через паритеты покупательной способности (ППС) национальных валют по отношению к доллару.
Надо заметить, что относительно Программы международных сопоставлений ООН по определению ППС доллара с валютами стран с переходной экономикой, в частности России, а соответственно и количественной оценки паритета среди экономистов сохраняются определенные разногласия. Госкомстат России принял за основу расчетов ППС доллара в рублях оценки по новой методологии, используемой с 1996 года. Всемирный банк использует оценки по старой методологии 1993 года.
Данные таблицы 1 показывают, что внутренние цены энергоносителей России в настоящее время никак уж не занижены (как нередко утверждают, переводя рублевые цены в доллары по обменному курсу) по сравнению с ситуацией в США и даже в Западной Европе. А по нефти и нефтепродуктам - резко завышены.
Если основываться на значениях ППС, принятых Госкомстатом РФ, то следует говорить об общей завышенности цен на энергоресурсы по сравнению с США и Европой. Анализ факторов, которые приводят к выбору того или другого из двух значений ППС, не входит в задачу статьи. На данном этапе наша задача - сопоставить уровни относительных цен энергоресурсов - лучше соответствует методологии и значению ППС, которые использует Всемирный банк (в 2000 г. - 8,5 руб./долл.), и в дальнейшем будут обсуждаться данные, отвечающие этому варианту.
Согласно таблице 1, этот вариант можно охарактеризовать следующим образом. Российские цены на электроэнергию, энергетический уголь, дизтопливо примерно соответствуют ценам в Европе и Америке. Тарифы на газ почти вдвое занижены. Цены на нефть вдвое, а на мазут в полтора раза завышены. Цены на бензин - посредине между ценой Европы и ценой Америки (эти последние различаются между собой почти в три раза).
Анализ динамики относительных цен (по ППС) в России и зарубежных странах в 1996-1998 годах показывает, что в эти годы внутренние цены на нефть в Германии и Франции упали на 30%, в Англии - на 44% и США - на 40%. В то время как спотовые мировые цены на нефть упали более чем на 60% (с 20,7 долл. до 12,8 долл. за баррель на нефть марки брент), внутренние цены на нефтепродукты в Западной Европе и США изменились незначительно - в пределах 10-15%. В Англии внутренние цены на дизтопливо и бензин выросли на 11% за этот период, в том числе за счет роста налогов. Лишь цены на мазут в США снизились на 31%. В то же время спотовые мировые цены на бензин в Западной Европе снизились на 26% (с 24,62 до 18,24 долл./бар.), а на газойль - на 38% (с 25,9 до 16,19 долл./бар.). В США мировые спотовые цены на бензин и газойль снизились на 31,5% и 36,8% соответственно. Следовательно, внутренние цены на нефтепродукты в Западной Европе и США снизились значительно меньше, чем мировые цены.
Неверно было бы сказать, что относительные внутренние цены на энергоресурсы в индустриально развитых странах не реагируют на изменение мировых цен. Нет, они повышаются, когда мировые цены растут, и снижаются, когда мировые цены падают. Однако изменение внутренних цен значительно меньше, чем изменение мировых (в первую очередь благодаря государственному регулированию).
Примером активной налоговой политики государства может служить Великобритания. Там с 1995 года шло постоянное повышение цен на моторное топливо (несмотря на снижение в 1998 году мировых и внутренних цен на сырую нефть). При этом рост цен на моторное топливо полностью объяснялся повышением налоговой нагрузки. Рост налогов на баррель временами превышал рост цен (например, в период 1997- 1999 годов).
В России относительные внутренние цены (по ППС) на нефть, мазут и бензин так же, как и за рубежом, снижались за 1996-1998 годы, но в меньшей степени, чем мировые цены. Цены на дизельное топливо, наоборот, выросли, как и в Англии. По-видимому, это связано с ценовой политикой нефтяных компаний.
Внутренние цены на природный газ в Западной Европе за 1996-1998 годы росли, хотя мировые цены на газ снижались. По-видимому, это явилось результатом налоговой политики государств. В США, как и в России, относительные цены на газ снизились на 10% и 12,5% соответственно.
Внутренние цены на энергетический уголь в Западной Европе, США и России изменились незначительно (в пределах ╠ 3%). Лишь в Англии они снизились на 16%, что явилось результатом снижения потребления дорогого отечественного угля.
Тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в Западной Европе снизились на 4-8%, в США - на 12,2% благодаря политике регулирования тарифов с целью повышения конкурентоспособности промышленности. В России тариф для промышленных потребителей вырос на 5,6%. Движение тарифов на электроэнергию в противоположном направлении по сравнению с мировыми и внутренними ценами на топливо - только одно из множества свидетельств того, что цены энергоносителей в России определяются далеко не только общими тенденциями движения мировых цен, но в большей степени - внутренними экономическими и политическими факторами. Особенно наглядно это выявилось в период после девальвации рубля 1998 года, последовавшей высокой инфляции и роста мировых цен на нефть (см. табл. 2).
Внутренние относительные цены на нефть выросли очень сильно - в 2,67 раза, т.е. пропорционально росту мировых цен на российскую нефть с 66,6 долл./т летом 1998 года до 180 долл./т в июне 2000 года (номинальные рублевые цены повысились в 5,5 раза). В меньшей степени, но также значительно выросли цены на нефтепродукты, особенно на бензин и дизтопливо (на 60% и 45% соответственно). Следует отметить, что примерно в такой же степени выросли цены на нефтепродукты (но не на сырую нефть) и в Англии, Франции, Германии и США. В США, например, в большинстве штатов в июне 2000 года по сравнению с 1998 годом цены на бензин выросли на 60-70%. В то же время в России относительные внутренние цены на электроэнергию, газ, энергетический уголь снизились на 20-30%. В первую очередь, конечно, это объясняется государственной антикризисной политикой стабилизации (точнее, ограничения) цен на продукцию естественных монополий "Газпрома" и РАО "ЕЭС России".
В сентябре 2000 года в Западной Европе и США разразился энергетический кризис. В Англии, Франции, Германии бастовали водители грузовиков, требующие снижения цен на бензин, в частности налога, который составляет 70-80% цены бензина. В США президент Клинтон принял решение открыть стратегические запасы нефтетоплива на отопительный сезон, чтобы избежать многократного повышения цен на нефтетопливо, используемое для обогрева жилищ. Национальные стратегические запасы открывались до этого лишь в 1991 году в период войны в Персидском заливе. Стратегические резервы США составляют сейчас 570 млн. баррелей при максимальном объеме 700 млн., они были созданы в 1973 году после нефтяного кризиса. Будет отпущено 30 млн. баррелей в течение 30 дней, начиная со второй недели октября. Это составляет 5,4% ежедневного потребления нефти и нефтепродуктов (18,6 млн. баррелей).
Однако как и в России, в 2000 году по сравнению с 1998 годом относительные внутренние цены (по ППС) на электроэнергию в Западной Европе и США даже снизились, а цены на энергетический уголь изменились незначительно. Цены на природный газ выросли, но в меньшей степени, чем на нефтепродукты.