ПРЕДСЕДАТЕЛЬ комитета по банковским и финансовым делам палаты представителей США Джеймс Лич покидал Россию в смятении духа. Американский конгрессмен - известный борец с отмыванием грязных денег. В нашу страну его привело расследование конгрессом дела по отмыванию российских денег через старейший американский Bank of New York. После обсуждения этой проблемы с членами правительства, руководством Центрального банка, Счетной палаты, ФКЦБ, с депутатами Государственной Думы, с учеными, обслуживающими правящую элиту, конгрессмен пребывал в полной растерянности. На последней пресс-конференции он жаловался, что если не предпринимать никаких мер по ситуации с BoNY, то американцев обвинят в потворстве отмыванию денег и бегству капиталов из России. А с другой стороны, любые меры в соответствии с американским законодательством можно истолковать как действия против России.
МОЖНО ЛИ ОТДЕЛИТЬ КРИМИНАЛ ОТ НАШЕЙ ЖИЗНИ
В чем же причина такого смятения конгрессмена? По его утверждению, в США против BoNY были выдвинуты обвинения в отмывании денег. Лич считает, что западные банки, в том числе и американские, "не должны поощрять и быть неразборчивыми, когда кто-то действует незаконно". В истории с BoNY "для американской стороны речь идет больше о легализации незаконных доходов и о присутствии нелегальных средств в США", - поясняет Джеймс Лич.
Для наших же чиновников и депутатов российские переводы в офшоры через BoNY совсем не грязные. По заключению думского эксперта, "через счета компании Benex переводились не полученные преступным путем доходы, а средства российских импортеров, задействованные в рамках реальных торговых операций. В этой связи необходимо разграничить факты отмывания доходов, полученных преступным путем, и случаи перевода сумм в рамках так называемого серого импорта, то есть схем оптимизации таможенных и налоговых платежей при осуществлении реального импорта товаров в Россию. Платежи, совершенные в обход действующей системы валютного и таможенного контроля, являются "безгрешными" в правовом смысле. В этих схемах задействованы средства, полученные не преступным путем (наркотики, оружие и так далее)". На "круглом столе" в Высшей школе экономики бывший руководитель Таможенного комитета, а ныне народный избранник от "Единства" Валерий Драганов посоветовал американцам "аккуратнее разделять криминал и жизнь". То есть в Москве Джеймса Лича усиленно убеждали, что "для России речь идет о бегстве капитала из страны".
В интерпретации наших представителей законодательной и исполнительной властей скандал с BoNY - всего-навсего обычное уголовное дело. Сотрудники банка не платили налоги со своих комиссионных, а это по американским понятиям уже весьма серьезное преступление. То есть это чисто внутреннее дело США, не имеющее никакого отношения к России. Если верить нашим борцам за честь российского бизнеса, то в деле с BoNY конгрессмен глубоко влип. Мировой скандал, раздутый в предвыборных целях, оказался пустышкой, а его приезд в Москву является попыткой красиво закрыть дело. По мнению давнего отечественного борца с коррупцией, нового председателя Счетной палаты Сергея Степашина, "скандал носит политический характер".
Почти столь же "безгрешен", по мнению наших ведущих экономистов, увод капиталов от налогообложения. В какой-то мере они признают, что это нарушение закона, но тут же оправдывают такие действия: дескать, налоги у нас непомерные, вот и бегут деньги из страны.
В этих утверждениях многое от лукавого. Налоги в нашей стране не самые большие даже по западным меркам, но в любом случае их величина не может служить основанием для нарушения закона - уклонения от уплаты. Увод от налогов на даже праведно заработанные деньги (например, гонорары известной теннисистки Штефи Граф) в рыночных странах уже давно столь же жестко наказывается, как и иные уголовные преступления. В нашей стране эта законодательная норма впервые введена в начале этого года.
РОССИЙСКИЕ КАПИТАЛЫ. ОТКУДА ОНИ?
Весьма сомнительны утверждения о чистоте происхождения российских капиталов. Можно подумать, что рядом с нами живут и работают десятки Гейтсов, за короткий срок честно заработавших миллиарды долларов. Ведь менее десяти лет назад эти, ныне преуспевающие бизнесмены были нищими по современным понятиям.
О чистоте российских капиталов можно судить по их происхождению. Не является открытием, что в ходе реформ государство отказалось от своей собственности, а в результате ваучерной приватизации у предприятий появились лишь номинальные собственники. В итоге высшие менеджеры получили полную свободу по присвоению не только прибыли, но и амортизационных средств. Изъятие средств шло столь активно, что масштабное падение производства произошло даже в сырьевых отраслях, имевших отличный экспортный потенциал - таких, как нефтегазовый и металлургический комплексы. И это при том, что в те годы рентабельность в этих отраслях нередко достигала 80%! Мера произвола в распоряжении не принадлежащими управляющим средствами весьма наглядно проявилось в низкорентабельных отраслях - таких, как угольная, где руководители предприятий присваивали не только государственные субсидии, но и мизерные шахтерские зарплаты.
Следует подчеркнуть, что за рубеж высшие менеджеры вывозили не свое, а доходы предприятий. Они не обновляли основные фонды, присваивали прибыль, принадлежавшую мелким акционерам (члены трудового коллектива, участники ваучерных аукционов). Государство же обиралось как крупный акционер и как налогополучатель.
Сейчас ведется много разговоров о реструктуризации, санации предприятий чаще всего с большой долей государственной собственности. В таких случаях туда назначается управляющий. Никого не удивляет, что по прошествии некоторого времени это предприятие переходит в собственность группы, чьим представителем являлся назначенный управляющий.
Вот откровения одного из таких новоявленных собственников. "Мы оказывали услуги по антикризисному управлению. Мы получили право управлять продажами нефти, а через некоторое время мы стали совладельцами. Тем самым заложили основу будущей компании. На сегодня нам принадлежит около двадцати процентов акций этого предприятия, и я не исключаю, что пакет будет со временем увеличиваться. Это нормальная форма работы. На таких же принципах построен еще ряд проектов".
Такие источники капиталов с точки зрения американского законодательства далеко не чистые. Из всех участников уже упомянутого "круглого стола" только один Алексей Митрофанов со свойственным жириновцам прагматическим цинизмом назвал вещи своими именами. Он напомнил американскому конгрессмену, что у нас сейчас идет процесс накопления первичного капитала, то есть этап, который США прошли давно. А посему наш депутат попросил американского коллегу не учить нас и не мешать жить.
Тщательность расследования, которое проводит американский Конгресс, не на шутку встревожила российский истеблишмент. В стремлении опорочить действия правоохранительных органов США даже такой осторожный деятель, как Александр Лившиц не постеснялся потревожить мрачную тень Вышинского. Для него ситуация добровольного сотрудничества действительно виновных лиц с федеральными властями преломляется исключительно в зеркале тезиса сталинского генерального прокурора: "признание - царица доказательства". Как можно сравнивать "признание", добытое в подвалах Лубянки, и явку с повинной?
АМЕРИКАНСКИЕ РАСПИСКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПО-РУССКИ
Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве думских заключений, подготовленных к несостоявшимся слушаниям по скандалу с BoNY, в основном рассматриваются правовые аспекты размещения американских депозитарных расписок (АДР) на акции российских предприятий. Такой акцент говорит о том, что все прекрасно знают, кто и чье мясо съел. Схема АДР очень эффективна для легального возврата ранее вывезенного капитала. Напрямую теневые капиталы для этих целей использовать стесняются, а тут не нужно никому объяснять источники накоплений. Поэтому можно предположить, что владельцами значительной части АДР и, следовательно, акций являются россияне.
В обеспечение АДР использовались акции, которые находились в собственности компаний. Это могут быть бумаги, купленные компанией на вторичном рынке, на аукционе РФФИ или распродаже активов предприятия, которое к банкротству привел "свой" антикризисный (конкурсный, арбитражный) управляющий. Кроме того, формирование холдингов и корпораций сопровождалось или дополнительной эмиссией, или выпуском единой акции.
Часть акций, находящихся в собственности компаний, менеджеры под предлогом привлечения иностранных инвестиций реализуют на американском фондовом рынке через АДР. Нынешние руководители компаний с помощью АДР получают прекрасную возможность перевести весомую часть акций управляемых компаний в свою собственность. В таком случае маскарад с анонимными владельцами АДР как раз уместен. Дело в том, что истинные владельцы известны только сотрудникам BoNY, а для России номинальным собственником акций российских предприятий выступает американский банк. Дальнейшее расследование конгрессом ненароком может привести к обнародованию списка владельцев акций, а в России именно этого не желают не очень многие, но очень сильные.
О принадлежности АДР россиянам говорит и тот факт, что одним из условий размещения их на американском рынке было требование закрепить за руководством компании право голоса по акциям. Конечно, среди владельцев АДР есть и американские юридические и физические лица. Но, например, неизвестно кого представлял Анатолий Чубайс, когда с помощью "адээровских" голосов обеспечил себе пожизненный пост председателя правления РАО "ЕЭС России". Так что, может быть, напрасно председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Думы Александр Шохин пугал Джеймса Лича возможностью ареста адээровских акций по иску Натальи Кагаловской. Как бы не переусердствовать в давлении на конгресс США - не ровен час, он еще заинтересуется владельцами АДР и происхождением денег на покупку, причем судить-то будут по американским законам.
Похоже, что мечты Алексея Митрофанова о двадцатилетнем периоде "первичного накопления капитала" сбываются. Все говорит о том, что в ближайшие годы радикальный либерализм будет в моде. Дума отвергла, и Путин вынужден был отозвать ряд законопроектов правительства и ЦБ, ужесточающих валютный контроль и внешнеторговую деятельность под тем предлогом, что голое администрирование неэффективно. К сожалению, у нас эффективно: только в результате возбуждения в 1998 году 43 уголовных дел на угольных менеджеров прекратились забастовки шахтеров, и ходят разговоры, что отрасль, ранее бывшая страшно убыточной, стала чуть ли не прибыльной. По крайней мере обходимся без "угольных" займов Всемирного банка, а номинальные и тем более реальные дотации из казны постоянно сокращаются.
Все рассуждения о свободе вывоза капитала верны тогда, когда речь идет о легитимных доходах. Но капиталы, вывозимые из России, подобным качеством в большинстве случаев не обладают. Ни для кого не секрет механизм их переводов за рубеж. Более трех лет назад представители МНС демонстрировали на пресс-конференциях конкретные схемы увода капиталов 15 крупнейших российских компаний. Они по-прежнему уводят за рубеж ежемесячно 1,5-2 млрд. долл., но приверженность правительства, а теперь и Думы к "либеральным" принципам мешает принять административные меры.
АМЕРИКАНЦЫ НЕ ШУТЯТ
Каким же образом можно заставить всех участников соблюдать единые правила игры, если не административными мерами? Не менее пяти лет требования МВФ и Всемирного банка, рекомендации членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, касающиеся введения международной системы бухгалтерской отчетности, правительство и законодатели упорно игнорируют, хотя очевидно, что процесс присвоения может быть остановлен только в условиях прозрачности финансовой деятельности всех без исключения предприятий.
Недавно состоялась поездка Александра Шохина в США, в ходе которой подтвердилась серьезность намерений американского конгресса довести дело BoNY до логического конца. Невольно наш депутат признал, что конгрессмены обеспокоены не конкретным делом, а "проблема отмывания денег <...> интересует их как системная". Однако, со свойственной Шохину способностью не называть вещи своими именами, он даже не пытается объяснить, в чем же нас обвиняют, в чем проявляется эта "системность". Если вывезенные капиталы столь чисты, то нуждаются ли они в легализации? Если с них не уплачен подоходный налог, то почему нужно платить всего лишь 13% суммы, а не 30%, как положено по закону?
Американским конгрессменам, похоже, надоели дискуссии с российскими коллегами по принципу - они про Фому, а им про Ерему. Нашей стороне предъявлен ультиматум, срок исполнения которого - сентябрь, а в случае неисполнения "на нас самих могут начать наступление", - встревожено отметил глава думского комитета.