0
6066
Газета Экономика Интернет-версия

16.09.1999 00:00:00

Неудача российских реформ

Джеффри Сакс

Об авторе: Джеффри Сакс - директор Гарвардского института по Международному развитию, профессор международной торговли Гарвардского университета.

Тэги: Сакс, реформы, провал


Рисунок Вадима Мисюка

РОССИЯ не перестает ошеломлять и удивлять. Десять лет после падения Берлинской стены и почти восемь лет после распада Советского Союза Россия так и не смогла найти свое место в мире. Ее экономика развалилась без малейшей надежды на выздоровление. Коррупция везде. Политическую систему сотрясает один кризис за другим при том, что не прослеживается явной связи между политическими лидерами и российским обществом. У России нет политика, которому бы доверяло и к которому бы прислушивалось мировое сообщество.

Извечный русский вопрос гласит: "Что делать?" Существует точка зрения, что все проблемы в России вызваны неправильной стратегией экономических реформ, проводимых после 1991 г. Высказывается мнение, что Россия слишком быстро реформировалась, что она должна была следовать ступенчатой стратегии реформ, как в Китае. Другие считают ошибочным проведение приватизации до институциональных реформ, таких, как реформа судебной системы. Согласно этой точке зрения путь к стабилизации и последующему экономическому росту в России лежит через усиление государственного контроля над отдельными сторонами экономической жизни.

Мне кажется ошибочным объяснять проблемы России "скоростью" экономических реформ особенно потому, что реформ как таковых практически не было! Я был экономическим советником Польши (1989-1991 гг.), Эстонии (1992 г.), Словении (1991-1992 гг.) и России (1992-1993 гг.). Я наблюдал вблизи происходящее в этих странах (как и во многих других). Мои общие рекомендации всем этим странам, по сути, были одинаковы. Эстония, Польша и Словения процветают, а Россия - нет. Причина этой разницы лежит не в чрезмерной "скорости" российских реформ, а в географическом положении, структурных условиях и, конечно, в политике.

Географическое положение оказывает критическое влияние, о чем часто забывают аналитики. Переход к капитализму гораздо проще для стран, близко расположенных к рынкам Западной Европы (Польша, Венгрия, Чешская Республика, Словакия, Хорватия, Словения и страны Балтии), чем для бывших советских республик. Если западноевропейская компания, например "Фольксваген", решает закупить компоненты у восточноевропейской компании, то почти всегда она останавливает свой выбор на соседней стране, такой, как Польша, а не на Украине или России. Таким образом, страны, близко расположенные к Западной Европе, получили наибольший приток иностранных инвестиций из Западной Европы. Они также смогли расширить свой экспорт в страны Европейского союза. В таких странах, как Польша, Словения, Эстония, иностранные инвестиции и экспорт стали двумя основными двигателями экономического возрождения.

Структурные условия в России также сыграли важную роль. Всем известно, что Россия традиционно зависит от экспорта нефти и газа, но доход от их экспорта упал в 90-х гг. Производство нефти в России резко сократилось, а мировые цены на энергоносители были низкими начиная с 1989 г. Кроме того, до 1989 г. Советский Союз мог продавать свои устаревшие технологии коммунистическим странам Восточной Европы. В 1989 г. после развала советской власти в Восточной Европе эти страны получили доступ к современным западным технологиям в таких областях, как вычислительная техника, телекоммуникации, транспорт, фармацевтика и др. Российские технологии были быстро вытеснены с восточноевропейского рынка, инвестиции в них не оправдали себя, что еще больше подорвало финансовое положение России.

Структурные условия в России сделали невозможным ступенчатое реформирование госпредприятий, как в Китае. Все-таки в 1978 г., когда Китай начал рыночные реформы, он был преимущественно аграрной страной: 70% населения проживало в сельской местности, только 18% было занято на госпредприятиях. Таким образом, Китай мог себе позволить постепенно решать проблемы государственно-промышленного сектора, так как негосударственный сектор был таким большим. (Кстати, Китай так до сих пор не решил проблему убыточных госпредприятий!)

В России картина была совсем иная: в 1992 г. более чем 90% населения работало на госпредприятиях. Россия и другие страны региона, включая Польшу, были вынуждены более решительно проводить реформу госпредприятий и приватизацию. Они не могли использовать китайский подход.

Политика - это третий и решающий фактор, обусловивший неудачу, постигшую Россию. Советский Союз породил коррумпированную и аморальную политическую систему, которая сохранилась в России и по сей день. Бывшая советская номенклатура стала новыми политическими управленцами России. В Советском Союзе были репрессированы и уничтожены малейшие проявления гражданского общества - профессиональные ассоциации, религиозные группы, благотворительные общества, независимые средства массовой информации, то есть именно те типы гражданских организаций, которые могли бы оказать сдерживающие влияние на рост коррупции в правительстве. В отличие от Советского Союза в Польше были сильные гражданские группы, такие, как Церковь, крестьянские общества и профсоюз "Солидарность". Таким образом, в Польше коррупция была под контролем, тогда как в России она стала повсеместным и разрушительным для общества явлением.

У российского политического кризиса есть и международный аспект. Западные правительства были более готовы помочь Польше, чем России. Например, Польше была предоставлена частичная отсрочка по долгам, а России - нет. Польша сразу же получила помощь от Запада в стабилизации своей валюты, а Россия - нет. В целом Запад не очень старался помочь России. Это могло быть стратегическим решением, а могло быть и решением по незнанию. Тем не менее мы можем с уверенностью сказать, что Запад недостаточно помог России, не оказал ей необходимую помощь вовремя, что сильно подорвало шансы России на экономическое возрождение.

В результате Польша и ряд других стран Центральной и Восточной Европы провели реформы честно и эффективно. Эти страны воспользовались своим благоприятным географическим положением для того, чтобы привлечь крупномасштабные инвестиции из Западной Европы. Польша и ряд других стран получили своевременно помощь от Запада. В отличие от них Россия провалила свои реформы и продолжала погружаться все больше в коррупцию и разложение. Она практически не получила реальной помощи от Запада. Ситуация в России остается нестабильной, а значит, опасной. Только новое, честное и демократическое руководство России может изменить эту ситуацию при условии, что Запад проявит настоящее стремление помочь России.

╘ Project Syndicate, August 1999


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
933
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1264
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
970
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
801

Другие новости