Реальное потепление климата может сделать такой пейзаж не таким уж и бессмысленным.
«В России мало кто слышал о проблеме изменения климата, а из слышавших мало кто понял, в чем ее суть», – такие заявления экспертов можно было прочитать еще в 2001 году. Не прошло и десяти лет, как в декабре 2010 года авторитетный журнал Science в топ-10 научных прорывов первой декады XXI века помещает «Изменения климата Земли»: «Ученые наконец ответили на вопросы, над которыми бились 40 лет: климат на планете действительно теплеет, виновата в этом человеческая деятельность, и природа не справится с данной проблемой собственными силами».
Если еще есть сомневающиеся в антропогенной причине изменения климата, то сам факт потепления, кажется, уже очевиден для всех.
За 120 лет Северное полушарие Земли «потеплело» более чем на один градус, причем за последние 15 лет – на 0,4 градуса. Для России среднегодовое повышение температуры составило 0,3 градуса для теплого и 1,3 градуса для холодного периодов года.
На эти «жалкие» десятые доли градуса не стоило бы и обращать внимание, если бы не катастрофические последствия, которые следуют за ними.
2006 год. Декабрь в Европе оказался на 6–8 градусов теплее и много пасмурней обычного. В середине января температура в Москве на 12–14 градусов превысила норму.
Лето 2006-го тоже было не подарок – второе самое жаркое в Европе за всю историю наблюдений (уступило только лету 2003 года, когда жара была посильнее и намного продолжительнее, что привело к десяткам тысяч жертв). Июнь 2006 года в истории России оказался самым теплым за предыдущие 116 лет (хотя в Москве превышение нормы оказалось и не столь большим – всего на 1,6 градуса).
Впрочем, лето 2010 года с лихвой наверстало упущенное. Самое жаркое за весь период инструментальных наблюдений, оно побило в Москве около двух десятков температурных рекордов. Неделя со 2 по 9 августа вообще стала самой жаркой в истории столицы – столбик термометра редко опускался ниже 40 градусов. Такое бывает раз в 5 тыс. лет.
2010 год стал самым теплым на планете за всю 130-летнюю историю метеонаблюдений. Уже в мае в Пакистане был зафиксирован тепловой рекорд в 53,5 градуса Цельсия, а в сентябре в Лос-Анджелесе – до 45 градусов.
Ничего удивительного, что ледовитость Арктического океана сократилась за десятилетие на 5%. При таких темпах к середине ХХI века на месте Северного полюса будет открытый океан. Причина сокращения ледового покрова – не только в потеплении климата, но и в изменении циркуляции теплого течения Гольфстрим – главной «печки» Северной Европы, – все более загрязняющегося теплыми сточными водами, бытовым и промышленным мусором.
И вот уже генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своей статье в «НГ» от 2 июля 2007 года, обсуждая причины кровавой резни в суданской провинции Дарфур, унесшей 200 тыс. жизней, подчеркивает: «Два десятилетия назад количество осадков на юге Судана начало уменьшаться. Согласно данным, которыми располагает ООН, средний уровень осадков с начала 1980-х годов снизился примерно на 40%... Это дает основания полагать, что засуха в районах Африки к югу от Сахары в определенной степени обусловлена антропогенным глобальным потеплением. Ведь не случайно, что насилие в Дарфуре вспыхнуло во время засухи. До этого арабские скотоводы-кочевники жили с оседлыми фермерами в мире».
Кстати, известно, что повышение средней температуры на один градус понизит урожайность сельскохозяйственных культур на 5–10%. Человечество уже в 7–10 раз превысило пределы экологической ниши, отведенной ему природой. 32% суши Земли находятся под угрозой опустынивания.
Планета явно устала от распространившейся по ее поверхности «мыслящей слизи» – существ вида homo sapience. Представителям этого доминирующего вида только и остается, что подсчитывать экономический ущерб, нанесенный крупными стихийными бедствиями. В 2010 году он составил около 130 млрд. долл. В конце нынешнего столетия этот показатель может возрасти до 185 млрд. в год.