На Конференции ООН по климату в Копенгагене главная цель зеленых так и осталась недостигнутой.
Фото Reuters
«Переговоры по климату продвигаются слишком медленно. Ледники планеты тают быстрее, чем мы приближаемся к прогрессу по их защите и защите всех нас». Это известное заявление генсек ООН Пан Ги Мун сделал еще в сентябре 2009 года перед провальной Конференцией ООН по изменению климата в Копенгагене в 2009 году.
В 2010 году уже в преддверии международных переговоров в Канкуне Пан привел пример поразившей его юной девушки с надписью на футболке: «Вы договариваетесь всю мою жизнь. Не говорите мне, что вам нужно больше времени». Но и Канкун фактически оказался холостым выстрелом.
Напомним, что согласованный 11 декабря 1997 года в Японии Киотский протокол (КП) по-прежнему остается основным международным документом, направленным на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов, которые вызывают изменение климата. Документ вступил в силу 16 декабря 2005 года после его ратификации Россией. КП обязывает своих участников сократить эмиссию парниковых газов за период с 2008 по 2012 год. Конкретные обязательства для каждой страны зафиксированы в приложениях к протоколу.
Россия, согласно документу, не должна в период с 2008 по 2012 год превысить объем своих выбросов от уровня базового 1990 года. По утверждению Москвы, это обязательство будет выполнено. США, равно как Китай и Индия, не присоединились к Киотскому протоколу. В ходе Конференции ООН по изменению климата на Бали в декабре 2007 года была одобрена «дорожная карта», которая должна привести к новому всеобъемлющему и юридически обязывающему соглашению, призванному заменить КП после истечения срока его действия в 2012 году. Но воз и ныне там.
После каждой конференции наблюдатели-пессимисты традиционно заявляют, что они с самого начала не ждали прорывов. А оптимисты пытаются уцепиться хоть за какие-то подвижки. Что ж, наверное, они действительно были.
Например, Монреаль в 2005-м заложил основы для торговли квотами на выбросы парниковых газов и реализации иных потенциально выгодных с экономической точки зрения «зеленых» проектов в рамках КП. А принятые в декабре 2010-го «Канкунские договоренности» предусматривают создание механизма передачи бедным странам технологий по освоению возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности и, кроме того, учреждение «Зеленого климатического фонда» с внесением в него 30 млрд. долл. к 2012 году и 100 млрд. – к 2020 году.
Достаточно ли достигнутых целей? Нет. Задачу согласования юридически обязывающего договора на смену КП мексиканская конференция передала по эстафете следующему ооновскому климатическому слету, который пройдет в этом году в южноафриканском Дурбане. Да, принятые в Канкуне шаги важны для предотвращения катастрофы, к которой, как предупреждают ученые, может привести сохранение статус-кво. Однако пока эти благие намерения, кажется, служат лишь одним (пусть и слабым) утешением: ооновский механизм переговоров по климату жив, и он продолжит работу.