0
1026
Газета Экология Интернет-версия

03.06.2002 00:00:00

Прерванный полет

Тэги: хасанский парк, охота, японский журавль


Весенняя охота привлекает в приморские леса тысячи любителей прогуляться с ружьишком по родимой природе. Впрочем, "прогуляться" - это уже не актуально. Джип - вот решение всех проблем. Сегодня на одном участке, завтра - на другом, послезавтра - в каком-нибудь заказнике. Уж больно конкуренция велика, а дичи с каждым годом все меньше. Правда, сами охотники по этому поводу особой тревоги не испытывают. Если кто и бьет в крае во все колокола, так это директор Хасанского природного парка Евгений Радиулов. В этом году, правда, к нему присоединились руководитель общественной организации БРОК (Бюро региональных общественных кампаний) Анатолий Лебедев и известный ученый-орнитолог Юрий Шибаев. В начале апреля они выступили с заявлением, что весенняя охота на территории парка сводит на нет все попытки создать условия гнездования одного из краснокнижных видов птиц - японского журавля.

На сегодняшний день этот вид находится под угрозой исчезновения. Общая численность мировой популяции составляет 1500 птиц. В России гнездится 45-50 пар. Большинство из них размножается не каждый год, и в целом успех размножения крайне низкий. В кладке два, реже одно яйцо. Гибель кладок и нелетных птенцов достигает 40%. На территории России гнездовой ареал в настоящее время представлен разобщенными участками: зейский - долины рек Ульмы, Томи, Ташины; бурейский - долина среднего Амура и Архаринская низменность; нижнеамурский - бассейн озера Болонь и долины рек Хора, Урми, Кура; ханкайский - восточное побережье озера Ханка и прилегающая низменность.

По словам Евгения Радиулова, только за один день в Хасанском парке насчитали около сотни японских журавлей. Но с началом весенней охоты о гнездовьях, похоже, придется забыть. Журавль - птица нежная, а наводнившие парк охотники не оставляют шансов для сохранения условий для брачных игр.

К тому же выясняется, что японские журавли стали своего рода разменной монетой в затянувшемся конфликте руководства парка, с одной стороны, и охотоуправлением и краевой администрацией - с другой. В прошлом году практически прекратилось финансирование парка, и одним из мотивов отказа было утверждение чиновников, что японского журавля в парке нет. На самом деле на своем миграционном пути в буферную зону между Северной и Южной Кореей "японец" в парке останавливается. И вопрос не в том, сколько птиц пролетает над Хасанской землей, а сможет ли он здесь загнездиться.

Вопрос этот не праздный, поскольку именно нынешней весной угодья в корейской демилитаризованной зоне почти полностью выгорели, и ближайшим местом, где журавли могли бы обрести покой, является как раз Хасан. Директор парка даже взялся наглядно доказать, что местные условия японскому журавлю подходят. В прошлом году в рамках проекта по реинтродукции вида он вывез из Хинганского заповедника молодую пару японских журавлей, которых намеревался вырастить в вольере, а весной выпустить на волю. К сожалению, самочка журавля погибла, но самец жив-здоров, и в клетке он томится только по причине опасения за его жизнь в связи с началом охоты.

В принципе в журавлей не стреляют. Уток и вальдшнепов хватает. Журавль же "отдыхает" на Хасанской земле с начала марта до середины апреля, и практически все это время в парке звучат выстрелы. Охотничьи угодья парка разделены на два участка с разными сроками охоты. В результате вместо положенных 10 дней весенняя охота длится здесь в два раза дольше. Проблема весенней охоты на Хасане поднималась не однажды. Однако охотничье лобби в крае чрезвычайно жизнестойко, поскольку включает в себя самые высокие чины краевой и городских администраций, а также высокопоставленных сотрудников силовых структур. По утверждению Евгения Радиулова, только в этом году на Хасане побывали практически все вице-губернаторы края во главе с губернатором Сергеем Дарькиным, а одним из первых счастливчиков, получивших разрешение на весеннюю охоту, стал заместитель мэра Владивостока г-н Нечаев. Увы, связи чиновников позволяют им чувствовать себя как дома в охотохозяйствах "Лебединое" и "Голубиный утес".

Вообще идея создания парка в Хасане изначально представлялась как конъюнктурная, а значит, почти бесперспективная. Парк стал российской долей природоохранного раздела международного проекта "Туманган" в 1997 году. И подобно "Тумангану" до сих пор является предметом несбывшихся надежд защитников природы. Из предполагаемых 87 тыс. га парк получил всего 9 тыс. Практически сразу начались проблемы с финансированием: в 1998 году из 499 тыс. рублей, заложенных в бюджете, парк получил всего 90 тыс., в 1999-м - из 500 тыс. - 315, в 2000-м - из 600 тыс. - 370. Попытки руководства парка навести порядок в организации охоты, а тем паче протолкнуть некоторые ограничительные меры через комитет по природным ресурсам администрации края обернулись созданием межведомственной комиссии, которая в апреле 2001 года проверила деятельность Хасанского природного парка и, как водится в таких случаях, "накопала" массу нарушений, на основании которых рекомендовала освободить директора парка Радиулова от занимаемой должности. Благо, что в Приморье тогда царило предвыборное безвластие, и на выводы комиссии особого внимания не обратили. Справедливости ради стоит отметить, что не все выводы комиссии представляются спорными. В частности, вполне обоснованными выглядят претензии по поводу того, что офис учреждения находится не в Хасане, а во Владивостоке. Но вряд ли это обстоятельство пересиливает одну очевидную вещь - за будущее парка переживает сегодня только его директор.

Кстати, это будущее касается не только японских журавлей, но и некогда традиционных для Хасана других видов животных. Например, пятнистых оленей и косуль. Еще в 1999 году Радиулов требовал произвести пересчет этих видов животных, которых, по данным охотоведов, насчитывалось от 132 до 250 оленей и от 115 до 365 косуль. Радиулов уверен, что эти цифры завышены в несколько раз. По его мнению, и олень, и косуля сегодня в парке также на грани исчезновения. Не случайно, чтобы скрыть следы безответственного отношения к природе минувшей зимой была предпринята официальная попытка списать резко упавшее поголовье оленей и косуль на снегопады. Мол, животные застревали в снегу и погибали от голода. На самом деле они становились легкой добычей охотников, хотя по всем международным правилам в период стихийных бедствий, когда существует реальная угроза исчезновения популяции того или иного вида животных, охота на них запрещена.

О дефиците дичи свидетельствуют и конфликты между самими охотниками. У губернатора Дарькина, например, во время последнего "активного отдыха" на природе украли кое-какие вещички. Но есть и менее курьезные случаи, когда в районе 12-й погранзаставы серьезно повздорили между собой хабаровский генерал милиции Никитин и один из приморских вице-губернаторов. Фамилию вице-губернатора, кстати, директор Хасанского парка, как ни пытал его ваш корреспондент, так и не назвал. Видно, еще на что-то надеется.

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3130
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3513
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2565
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4531

Другие новости