0
13074
Газета Печатная версия

12.04.2020 16:56:00

НАТО предлагает Центральной Азии осторожное партнерство

Альянс делает ставку на развитие регионального сотрудничества

Тэги: нато, афганистан, центральная азия, китай


нато, афганистан, центральная азия, китай Глава миссии Узбекистана при НАТО Дильёр Хакимов вручил в начале 2020 года верительные грамоты генсеку альянса Йенсу Столтенбергу. Фото с сайта www.mfa.uz

НАТО не хочет конкурировать с Китаем в Центральной Азии и не будет разрабатывать особую стратегию для этого региона. Однако рассчитывает на активную роль постсоветских республик в урегулировании афганского кризиса. Об этом в интервью обозревателю «НГ» Андрею СЕРЕНКО заявил в Брюсселе заместитель помощника генерального секретаря НАТО по политическим вопросам и политике безопасности Джеймс АППАТУРАЙ.

– Господин Аппатурай, как бы вы оценили сегодняшний уровень сотрудничества НАТО с государствами Центральной Азии? Насколько важен и интересен этот регион для Североатлантического альянса?

– У нас длительное, многолетнее партнерство с этими постсоветскими странами. НАТО определяет Центрально-Азиатский регион как зону стратегической важности, и эти оценки не изменились. Сегодня весь мир уделяет Центральной Азии чуть больше внимания. В том числе учитывая перемены в Афганистане – мирные договоренности с движением «Талибан» (запрещено в РФ. – А.С.), снижение уровня присутствия международных сил и значительный рост регионального сотрудничества внутри самой Центральной Азии. Очевидно, что смена руководства в Узбекистане сильно повлияла на это. Как вы знаете, Россия еще активнее работает в Центральной Азии, Китай экономически тоже очень сильно там присутствует, развивается региональное сотрудничество.

С точки зрения НАТО, у нас хорошее взаимодействие с партнерами в Центральной Азии, но, хочу подчеркнуть, это ограниченное взаимодействие. Это уровень, на котором центральноазиатские республики сами заинтересованы сотрудничать с нами. И нас это устраивает. Мы не пытаемся навязывать свое сотрудничество или какую-то политическую ориентацию – нас интересует только практическое партнерство, мы хотим помочь им проводить реформы, обеспечивать безопасность своей территории.

Мы поддерживаем региональное сотрудничество для того, чтобы центральноазиатские республики могли самостоятельно решать свои проблемы, но в первую очередь чтобы они могли помочь Афганистану. Я уверен, и все уверены, что Афганистан действительно сможет обеспечить безопасность – свою и региона, если поддерживать его будут соседи и если они перестанут вмешиваться в его внутренние дела. Так что здесь Центральная Азия очень важна, и эта ее важность будет только расти.

– Активность НАТО сегодня весьма заметна и в другой точке постсоветского пространства – на Южном Кавказе. Как строит альянс партнерские отношения в этом регионе?

– Что касается Южного Кавказа, то здесь НАТО работает более активно. Все три страны региона – Грузия, Азербайджан, Армения – стремятся к укреплению отношений с НАТО. Для Грузии характерны четкие устремления к членству в Североатлантическом альянсе, у нас очень активное присутствие в этой стране. Мы хотим помочь Грузии сохранить политическую независимость, суверенитет и достичь своей цели. Люди в этой стране этого хотят, и мы уважаем их стремление.

Пример Армении зримо опровергает аргумент, который мы нередко слышим от Москвы, – дескать, НАТО хочет затащить эту страну в альянс, «выдернуть» ее из соседей России. Нынешнее армянское руководство и все предыдущие руководители этой республики подтвердят, что мы никогда не навязывались Армении. Армения – часть ОДКБ, она является военным союзником России, прекрасно сотрудничает с Москвой, но это не препятствует нашему хорошему сотрудничеству с Ереваном.

Для Азербайджана характерна своя уникальная ориентация: Баку не союзник России, но и не стремится к членству в НАТО. У нас прекрасное сотрудничество с Азербайджаном, хорошим примером является то, что он принимает на своей территории встречи между нашим военным руководством и российским высшим военным руководством. У нас развивается важное сотрудничество в этом направлении.

– В 2019 году стало известно о разработке Европейским союзом новой стратегии в отношении стран Центральной Азии. Очевидно, это свидетельствует о повышении внимания ЕС к этому региону. Не планирует ли и НАТО подготовить собственную стратегию действий в Центральной Азии? Тем более что регион является соседом для Афганистана, где уже много лет находится воинский контингент Североатлантического союза…

– Абсолютно открыто вам говорю: в настоящий момент у НАТО нет соглашения по какой-либо стратегии в отношении Центральной Азии. Я не вижу потребности в этом, никакая специальная стратегия, на мой взгляд, не нужна. Ситуация такова, что у нас больше направлений для сотрудничества внутри региона, больше проектов поддержки для него. И у нас есть такой подход к партнерству: все определяется потребностями наших партнеров в регионе, они сами должны захотеть расширить свое сотрудничество с НАТО.

Сейчас у нас наблюдается рост такого интереса, и мы это приветствуем в определенных границах. Основные факторы, основные события, происходящие в Центрально-Азиатском регионе, соответствуют нашей текущей стратегии. Поэтому я лично не вижу необходимости в какой-то особой стратегии НАТО в отношении Центральной Азии.

– Если составить условный рейтинг стран Центральной Азии по уровню развития сотрудничества с НАТО, то как, на ваш взгляд, в нем распределились бы позиции?

– Могу, но не буду говорить о том, с кем лучше или хуже развивается наше сотрудничество. Давайте остановимся на критериях «более активно» и «менее активно». Потому что у нас никаких отрицательных, негативных отношений ни с одной из стран Центрально-Азиатского региона нет.

Казахстан и Узбекистан, пожалуй, самые активные партнеры НАТО. Если брать просто статистику, число мероприятий, то Казахстан окажется на первом месте. Мы наблюдаем также повышение активности со стороны Узбекистана с момента смены там руководства.

Киргизия, Таджикистан – с ними у нас ведется сотрудничество, но в рамках имеющегося потенциала. Туркменистан – здесь, пожалуй, уровень взаимодействия ниже заинтересованности и имеющегося потенциала. Но, повторюсь, у НАТО очень хорошие отношения со всеми республиками Центральной Азии, речь идет лишь о различном уровне их активности и участия в совместных с нами проектах.

– Недавно НАТО заявило о необходимости сдерживания амбиций Китая, а Пекин традиционно активен в Центрально-Азиатском регионе. Не намерен ли Североатлантический союз конкурировать с Китаем за влияние здесь?

– НАТО ведет себя очень осторожно в Центральной Азии, не хочет создавать впечатления – не говоря уже о реальности – конкуренции с Китаем. У нас нет намерений вступать в такую конкуренцию с Пекином, будь то в Евро-Атлантическом регионе или за его пределами. Вы знаете, у нас достаточно имеющихся задач, и я думаю, что государства – члены НАТО не разделяют мнения о том, что есть какая-то военная угроза со стороны Китая в наш адрес.

Мы действительно должны наблюдать за ростом Китая, за географическим расширением его амбиций, и мы делаем это во всех ключевых сферах – военной, экономической, социальной, даже сфере развлечений… Китайцы активны во все больших областях деятельности и в различных регионах мира. Конечно, мы должны за этим следить. И если будет какая-то озабоченность, если речь будет идти о нашей уязвимости, устойчивости, мы будем обращать на это внимание.

Когда речь идет о Центральной Азии, я, конечно, понимаю: Китай чувствует, что у него здесь есть определенные экономические интересы или интересы в области безопасности. То же самое касается России. У Европейского союза также есть свои интересы в Центральной Азии, но помимо этого у ЕС есть и альтруистические цели, которые направлены на продвижение реформ, политическое урегулирование сложных вопросов, например, проблемы управления водными ресурсами, строительства плотин и т.д., вопросы улучшения уровня жизни населения. В этом направлении, конечно, есть над чем работать.

– Какую роль могли бы сыграть страны Центральной Азии в решении афганской проблемы?

– Мы в НАТО заинтересованы в развитии регионального сотрудничества – чтобы страны региона оказывали помощь Афганистану, чтобы прекратились поставки наркотиков из Афганистана… Вы знаете, о чем я жалею, когда говорят о разрыве практического сотрудничества и взаимодействия НАТО с Россией? У нас были конкретные совместные проекты с центральноазиатскими странами, Россией, НАТО и ООН по борьбе с притоком наркотиков из Афганистана, которые затем шли в Иран, Россию, да и на улицы и в школы Бельгии, например. К сожалению, этот проект мы не можем сегодня продолжать, но это область, в которой у нас есть общий интерес.

– Каков ваш прогноз относительно перспектив афганского урегулирования?

– Делать какие-либо предсказания по Афганистану – дело неблагодарное. Конечно, я не знаю будущее Афганистана. Но я уверен, что решение афганской проблемы находится не только в Афганистане. Оно находится и в Центральной Азии, и в Китае, и в Пакистане.

Китай мог бы сыграть очень конструктивную роль в Афганистане, помочь ему, потому что этой стране требуются серьезные инвестиции. И здесь есть общность интересов, со стороны Китая есть заинтересованность инвестировать – не только ради самого Афганистана, речь идет о китайском транзитном коридоре через эту страну. Центральная Азия также может получить выгоду от этого. Здесь есть огромный потенциал в рамках регионального сотрудничества. Я не считаю, что Китай может оказать какое-то негативное влияние на Афганистан, напротив, это часть решения афганской проблемы. И Центральная Азия тоже является частью этого решения.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
497
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
537
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
190
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1656

Другие новости