0
17491
Газета Печатная версия

19.05.2019 18:10:00

Выборы в Европарламент – борьба "за душу Европы"

Для объединения крайне правым придется преодолеть разногласия по России и миграции

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук.

Тэги: европарламент, выборы, правые, центристы


европарламент, выборы, правые, центристы Лидер либералов Ги Верховстадт претендует на пост главы Еврокомиссии. Фото Reuters

Вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс так сказал о значении грядущих выборов в Европарламент: «Это не обычные выборы. Эти выборы о душе Европы». Несомненно, результаты этих выборов, назначенных на 23–26 мая, будут иметь определяющее значение для будущего Европейского союза. Они будут свидетельствовать как о направленности вектора в развитии европейской интеграции, так и о прочности самой европейской идеи в общественном мнении стран ЕС.

Партийная биполярность

Электоральная кампания в странах ЕС проходит в условиях обострившейся политической борьбы как между партиями истеблишмента, так и между старыми и новыми партиями. Однако по мере приближения к судьбоносной дате усиливается поляризация основных политических сил, которые раскололись на два больших лагеря – интеграционистов-еврооптимистов и националистов-евроскептиков.

В проевропейский лагерь входят все основные национальные партии, которые на уровне Европарламента образуют три главные фракции: Европейской народной партии (ЕНП), Прогрессивного альянса социалистов и демократов и Альянса либералов и демократов за Европу – АЛДЕ. Эти партии имеют идеологические различия, и их лидеры – Манфред Вебер, Франс Тиммерманс и Ги Верховстадт – являются соперниками в борьбе за пост главы Еврокомиссии, который Жан-Клод Юнкер покинет по истечении своего мандата осенью. Тем не менее их объединяет главное – приверженность европейской идее. Эти партии в равной степени разделяют заинтересованность в укреплении и дальнейшем развитии интеграции, в том числе основных институтов ЕС. Именно эти принципиальные соображения позволяли главным политическим силам выступать единым фронтом против евроскептиков и националистов в Европарламенте последнего созыва.

Лагерь евроскептиков объединяет главным образом правые и крайне правые силы – партии национал-консервативной идеологии, такие как итальянская «Лига», французское «Национальное объединение», немецкая «Альтернатива для Германии», польская «Закон и справедливость» и др. Нужно отметить, что уже на выборах в Европарламент в 2014 году крайне правые заявили о себе как о реальной политической силе. В целом за последние годы эти партии значительно укрепили позиции в 16 странах ЕС, а в Польше и Италии пришли к власти. Это породило в части общественного мнения и экспертного сообщества алармистские настроения.

Несомненно, многое будет зависеть от активности избирателей. По некоторым опросам общественного мнения, из 400 млн избирателей 100 млн за месяц до выборов не определились с тем, за кого будут голосовать. В 1979 году, когда состоялись первые выборы в Европарламент всего в девяти странах-членах, явка избирателей составила около 60%. После этого активность избирателей неуклонно падала. Для сравнения: на выборах в 2014-м в расширенном до 28 стран ЕС явка избирателей упала до 42,6%. Одна из причин утраты интереса граждан к европейским выборам, по мнению аналитиков, – ощущение бессмысленности своего участия, которое никак не повлияет на их будущее. В связи с этим, как считают многие политические деятели в ЕС, необходима европеизация выборов в Европарламент, то есть голосование не по национальным, а по единым европейским партийным спискам. С этим предложением выступил в свое время президент Франции Эмманюэль Макрон, но оно не было поддержано в Европарламенте.

Перспективы центристов: потери и призы

Со времени выборов-2014 позиции двух крупнейших фракций в Европарламенте – правоцентристской ЕНП и левоцентристской «Социалисты и демократы» – заметно ослабли, что заставило политиков и экспертов говорить о кризисе традиционных партий. Однако в последние месяцы отмечается некоторый рост популярности христианских демократов («народников») и социал-демократов. В немалой степени этому способствовали британские евроскептики, на примере брекзита продемонстрировавшие, куда они могут завести свою страну. В Великобритании складывается поистине кафкианская ситуация. Британцы будут участвовать в европейских выборах в мае, а в октябре планируется завершить выход из ЕС. Эта ситуация настолько абсурдна, что трудно поверить в неизбежность брекзита.

Фактически произошел разрыв партии «Фидес» Виктора Орбана с фракцией «народников». Идеологически «Фидес» близка крайне правым националистам, но Орбан предпочел бы, чтобы инициатива исключения «Фидес» из ЕНП исходила от лидера фракции Вебера. В частности, Орбан публично признал, что не будет поддерживать Вебера на посту главы Еврокомиссии. Это высказывание было интерпретировано как разрыв Орбана с ЕНП. В свою очередь, Вебер, неоднократно критиковавший Орбана за националистические высказывания, не остался в долгу и заявил, что если бы его избрание на пост главы Еврокомиссии зависело от поддержки партии Орбана, то он не стал бы баллотироваться на этот пост.

Согласно некоторым прогнозам, правоцентристы потеряют 37 мест (221 место в 2014-м), а левоцентристы – 56 мест (191 место в 2014-м).

Эти цифры приблизительные, есть и другие прогнозы, которые предсказывают большие потери центристов, но все сходятся во мнении, что эти две фракции сохранят лидирующие позиции в Европарламенте. При этом самой большой фракцией останется ЕНП, что дает Веберу возможность претендовать на пост главы Еврокомиссии.

Хорошей новостью для сторонников европейской интеграции стало усиление позиций АЛДЕ, в который может вступить партия Макрона «Вперед, республика!». По оптимистичным прогнозам, АЛДЕ может получить на 39 мест больше по сравнению с 2014-м (67 мест). Этот прогноз контрастирует с тезисом о том, что сегодня либеральная идея переживает серьезный кризис.

По мнению экспертного сообщества ЕС, чтобы добиться внушительных результатов, проевропейские партии должны пугать граждан «концом света» в случае победы националистов. А для этого они должны мобилизовать все ресурсы для разоблачения популистской повестки дня и сосредоточить внимание на сильных сторонах собственной программы.

Наступление правых: бег с препятствиями

Говоря о наступлении крайне правых популистских сил, следует реально представлять масштаб явления. Правые националисты заявили о себе на последних выборах в Европарламент, где были представлены в двух фракциях – «Европа наций и свобод» (ЕНС) и «Европа свободы и прямой демократии» (ЕСПД). Они получили 85 мест. Ожидается, что ЕНС улучшит позиции на 26 мест и получит 63 мандата, а ЕСПД потеряет 13 мест из 48, полученных в 2014-м. По приблизительным подсчетам, в целом националисты получат 98 мест. Самопровозглашенным лидером крайне правых стал Маттео Сальвини, вице-премьер в правительстве Джузеппе Конте и министр внутренних дел, который намерен после выборов создать новую фракцию – Европейский альянс людей и наций. Пока в альянс с «Лигой» Сальвини входят французское «Национальное объединение», австрийская Партия свободы, голландские Партия свободы и Партия свободы и прямой демократии. Однако, с точки зрения Сальвини, основой новой фракции должна стать ось Италия («Лига») – Польша («Закон и справедливость»). Этот тандем должен стать противовесом франко-германскому мотору в новом Евросоюзе. Объединение Сальвини и Ярослава Качиньского могло бы дать евроскептикам около 7% голосов, или 50 мест в Европарламенте. Успех проекта Сальвини, направленного на изменение ЕС изнутри, будет зависеть от того, сможет ли он создать в Европарламенте нового созыва эффективное блокирующее меньшинство, для чего все правопопулисткие партии должны объединиться на выборах. В целях объединения их лидерам придется пожертвовать собственными амбициями и закрыть глаза на некоторые расхождения – в частности, по поводу отношений с РФ. Качиньский – откровенный недоброжелатель России, в то время как Сальвини, Орбан, Марин Ле Пен и многие другие лидеры намерены развивать отношения с Москвой. Существуют расхождения между Сальвини и Качиньским по решению миграционной проблемы, хотя оба являются ярыми противниками приема беженцев. Сальвини поддерживает идею перераспределения беженцев в соответствии с согласованными квотами, а Качиньский выступает против введения квот на беженцев.

Кроме того, ультраправых в некоторых странах ЕС смущают связи Сальвини с идеологом популистского национализма американцем Стивеном Бэнноном, организовавшим в Брюсселе аналитический центр «Движение» для поддержки европейских правых. Однако парадокс состоит в том, что ультраправым евроскептикам свойственны антиамериканские настроения, поскольку они считают, что США нарушают суверенитет европейских стран, а потому лидером «Движения» должен быть европеец. Иными словами, пока непонятно, смогут ли лидеры крайне правых партий договориться о взаимодействии, оставив разногласия на потом.

Если подводить итог прогнозам и приблизительным подсчетам мест основных партий в Европарламенте-2019, то пока только две политические силы из противоположных лагерей смогут упрочить свое положение – либералы Верховстадта и правые популисты Сальвини. Нельзя не согласиться с Тиммермансом, что «эти выборы о борьбе за душу Европы», но представление двух основных политических сил в ЕС об этой душе очень разное.      


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партия Миронова хочет хорошую роль в политическом сценарии

Партия Миронова хочет хорошую роль в политическом сценарии

Дарья Гармоненко

В будущем парламенте предполагается сохранить пять фракций при монополии одной

0
711
Памфилова позаботится о комфорте избирателей

Памфилова позаботится о комфорте избирателей

Иван Родин

ЦИК РФ анонсировал создание еще одной системы дистанционного голосования

0
713
«Валькирии» поведут Исландию в Евросоюз

«Валькирии» поведут Исландию в Евросоюз

Данила Моисеев

Правящая коалиция намерена провести референдум о вступлении в ЕС, но его итоги неочевидны

0
585
«Русский след» в румынской политике привел в Бухарест

«Русский след» в румынской политике привел в Бухарест

Геннадий Петров

Выяснилось, что результаты президентских выборов отменили из-за происков одной из местных партий, а не Москвы

0
869

Другие новости