0
10701
Газета Печатная версия

21.04.2019 17:22:00

Евразийский экономический союз скорее жив, чем мертв

К пятилетнему юбилею ожидания от создания альянса не совпали с реальностью, но объединение продолжит развиваться

Александр Воробьев

Об авторе: Александр Вячеславович Воробьев – кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН.

Тэги: еаэс, пятилетие, таможенный союз


еаэс, пятилетие, таможенный союз Казахстан периодически закрывает границу с Киргизией, оказывая политическое давление на Бишкек. Кадр из видео с сайта www.azattyk.org

В мае нынешнего года Евразийский экономический союз (ЕАЭС) отметит пятилетие. Президенты Белоруссии, Казахстана и России в мае 2014 года подписали в Астане (ныне Нур-Султан) Договор о Евразийском экономическом союзе. Интеграционное объединение заработало в январе 2015 года. Вскоре к нему присоединились Армения и Кыргызстан.

Создание ЕАЭС прошло с большой помпой: образование союза называли прорывом в интеграционном развитии постсоветской Евразии. Многие связывали с ним надежды на реинтеграцию постсоветского пространства. Более всего на это, похоже, рассчитывали в Москве. Однако элиты и общественность других постсоветских стран также ожидали повышения экономического процветания своих стран и повышения уровня благосостояния граждан. Кроме того, в уме был образец объединения европейских стран в рамках ЕС, где страны-участницы интегрировались весьма серьезно, но при этом сохранили и высокую степень политического суверенитета. Пять лет назад звучали и скептические голоса, призывавшие более сдержанно оценивать перспективы развития интеграционного объединения: отталкиваясь от реальных интересов стран – участниц объединения и их не самых больших экономических возможностей. Однако оптимистическая риторика и настроения тогда взяли верх в медийной и экспертной среде. Вероятно, это стало одной из причин того, почему результаты работы ЕАЭС сегодня оцениваются со знаком минус, а не со знаком плюс.

В 2014 году руководство Белоруссии и Казахстана заняло сдержанную, выжидательную по своей сути позицию, исключив из Договора о ЕАЭС все, что выходило за рамки экономического сотрудничества и свидетельствовало бы о политическом характере интеграции. Жертвовать политическим суверенитетом соседи России не хотели. Их больше интересовал беспрепятственный доступ к российскому рынку энергоресурсов, емкому рынку сбыта собственных товаров, российской транзитно-транспортной системе. Такая позиция является абсолютно рациональной с точки зрения отдельно взятых государственных интересов Белоруссии или Казахстана. Для Москвы же проект создания ЕАЭС носил и продолжает носить не только экономический, но и политический характер, хотя в официальной риторике властей РФ этого нет. Россия многократно превосходит других участников союза по своему экономическому потенциалу. Укрепление экономического влияния Москвы в соседних государствах и фактический статус как ядра интеграционного объединения объективно имеют серьезное политическое значение.

По прошествии пяти лет стало очевидным, что ожидания тех, кто связывал с началом работы альянса надежды на «качественную реинтеграцию» постсоветских стран под зонтиком ЕАЭС, не оправдались. Страны, вошедшие в организацию, в целом продолжили движение по прежним политическим и экономическим траекториям. Эти траектории подразумевают диверсификацию политических и экономических отношений с Москвой за счет развития политико-экономических связей с другими влиятельными международными центрами силы: ЕС, США, Китаем.

Тенденция такова, что после выжидательного периода 2014–2015 годов внешние направления сотрудничества становятся для стран – участниц ЕАЭС более привлекательными, чем евразийский вектор взаимодействия. Почти 40% внешнеторгового оборота Казахстана в 2017 году пришлось на ЕС. Казахстан и Кыргызстан активно участвуют в реализации китайской интеграционной инициативы «Один пояс – один путь». Взаимодействие Нур-Султана и Бишкека с Пекином идет по большей части на двусторонней основе, а не по линии единой позиции стран – участниц ЕАЭС. Руководство Белоруссии во главе с президентом Александром Лукашенко не первый год демонстрирует усиливающуюся фронду Кремлю. Минск, вероятно, хотел бы улучшить отношения с Западом, однако президент Лукашенко в силу своих непростых отношений с европейскими партнерами значительно ограничен в подобных маневрах. Армения декларирует намерения углубить отношения с ЕС.

Ереван, Нур-Султан, Минск, да и сама Москва демонстрируют определенное снижение энтузиазма в отношении ЕАЭС, хотя на официальном уровне это никак не выставляется, а говорится о важности развития евразийской интеграции. Такое положение дел связано с действием целого ряда факторов. Санкционное давление на Россию и падение цен на сырье в 2014–2016 годах ослабили экономики РФ и соседних государств, снизили потенциал рынков сбыта, породили ограничения на транзит товаров через территорию РФ и споры по поводу контрабанды. Страны – участницы интеграционного объединения в эти годы слишком часто и сверх меры использовали различные протекционистские меры как средство борьбы с конкуренцией товаров из других стран ЕАЭС. Это серьезно дискредитировало саму идею свободного перемещения товаров и услуг.

Участники объединения политизировали экономические вопросы, порой даже прибегая к шантажу как к средству достижения неэкономических целей. Это негативным образом сказалось на атмосфере взаимодействия в рамках интеграционного объединения. Проявились и иные эффекты. Так, Казахстан, считающий доступ на емкий российский рынок одним из ключевых преимуществ ЕАЭС, не смог нарастить должным образом свой экспорт в РФ. В то же время российский импорт в Казахстан существенно вырос. Зато Казахстан из-за тесной привязки к российской экономике серьезно пострадал в ходе экономических пертурбаций в экономике РФ в 2014–2016 годах.

Своеобразной особенностью работы ЕАЭС является и то, что связи стран – участниц интеграционного объединения друг с другом, как правило, значительно слабее, чем их связи с Москвой. Фактически, говоря о евразийской интеграции, мы зачастую говорим об отношениях Минска (Нур-Султана, Еревана, Бишкека) с Москвой. Например, товарооборот Армении и Казахстана, Армении и Кыргызстана очень незначителен и укладывается в пределы статистической погрешности. Соседи по Центральной Азии – Казахстан и Кыргызстан – сегодня находятся в сложных экономических и политических отношениях. Исключение, пожалуй, составляют производственные и торгово-экономические связи между Белоруссией, Россией и Казахстаном: внутри ядра ЕАЭС уровень кооперации между всеми тремя членами союза выше и содержательнее.

Несмотря на большое количество негатива и критики в адрес ЕАЭС и скепсиса в отношении перспектив его дальнейшей работы, интеграционное объединение по-прежнему на плаву. Союз в эти пять лет худо-бедно выполнил свою политическую и экономическую функцию. С высокой долей вероятности можно ожидать, что он будет работать и постепенно развиваться дальше.

Вполне вероятно, что если бы в 2010 году не заработал Таможенный союз, а в 2015-м – ЕАЭС, степень экономической и политической фрагментации постсоветского пространства сегодня была бы на порядок выше, чем есть сейчас. Москве пришлось бы труднее выстраивать отношения с Арменией, Казахстаном, Белоруссией и Кыргызстаном в ситуации отсутствия общих правил экономической игры: отсутствия единой таможни, координации макроэкономической политики, единых унифицированных стандартов.

Сегодня в рамках ЕАЭС функционируют единый технический регламент и стандарты для 70% товаров, создан общий рынок труда, включающий сферы здравоохранения и пенсионного обеспечения. Для 55% всех услуг внедрен единый рынок. В рамках интеграционного объединения активно функционируют наднациональные органы управления: им делегированы серьезные полномочия в экономической сфере.

ЕАЭС также является и субъектом мировой торговли. Первое соглашение о создании зоны свободной торговли ЕАЭС подписал с Вьетнамом в мае 2015 года. Оно дало положительный эффект: в 2017 году импорт товаров из Вьетнама увеличился на 35%, а экспорт вырос на 40%. В прошлом году ЕАЭС подписал соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем и временное соглашение о зоне свободной торговли с Ираном. Последнее должно стать первым шагом по формированию постоянной зоны свободной торговли с Тегераном. Несмотря на сложности взаимодействия с Евросоюзом, руководящие органы ЕС также признают наднациональные органы ЕАЭС по вопросам технического регулирования.

В сохранении и развитии ЕАЭС по большому счету заинтересованы как Москва, так и остальные страны – участницы объединения. Российское и евразийское направления сотрудничества в обозримой перспективе останутся весьма важными, если не главными для многих государств на постсоветском пространстве. Соответственно будет востребован и инструмент для работы на этом направлении – Евразийский экономический союз. При этом завышенные ожидания от работы интеграционного объединения, вероятно, будут неоправданными. И для Москвы, и для ее партнеров на постсоветском пространстве ЕАЭС является важным, но не единственным инструментом межгосударственного экономического взаимодействия. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия задала ЕАЭС жесткие границы развития

Россия задала ЕАЭС жесткие границы развития

Артур Аваков

Предупреждение главы правительства РФ восприняли не все

0
3167
Пашинян пережил очередную попытку госпереворота

Пашинян пережил очередную попытку госпереворота

Артур Аваков

Премьер-министр обвинил ОДКБ в создании угроз для Армении

0
4430
Армения продолжает балансировать между ЕС и ЕАЭС

Армения продолжает балансировать между ЕС и ЕАЭС

Артур Аваков

В Ереване начали сбор подписей за проведение интеграционного референдума

0
2880
Россия агитирует Узбекистан вступить в Евразийский союз

Россия агитирует Узбекистан вступить в Евразийский союз

Андрей Захватов

Ташкент держит свое решение в секрете

0
20376

Другие новости