0
11061
Газета Печатная версия

07.04.2019 17:22:00

Политическая элита Турции попала в зависимость от России

Разлад Анкары и Вашингтона открывает окно возможностей для Кремля

Тэги: турция, внешняя политика, сирия, идлиб, курды, выборы, мэр, стамбул, рф, путин, эрдоган


турция, внешняя политика, сирия, идлиб, курды, выборы, мэр, стамбул, рф, путин, эрдоган До недавнего времени казалось, что Реджеп Тайип Эрдоган готов идти навстречу Владимиру Путину по многим вопросам. Фото с сайта www.tccb.gov.tr

Выяснить, ужесточится ли внешняя политика Турции после прошедших в республике 31 марта муниципальных выборов, – пожалуй, главная задача, которая будет стоять перед президентом России Владимиром Путиным на встрече с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Москве. В фокусе переговоров, которые назначены на 8 апреля, будут находиться не только вопросы двусторонней повестки, но и проблемы международного характера. В условиях, когда американское дипломатическое давление на Анкару усиливается, а позиции партии Эрдогана внутри Турецкой Республики существенно слабеют, важно понять, будет ли Анкара и дальше приспосабливаться к российской политике. 

Важнейшим признаком слабеющих позиций Эрдогана стало поражение кандидата от его Партии справедливости и развития (ПСР) на выборах мэра в Стамбуле – городе, где турецкий лидер начинал свою политическую карьеру. По итогам выборов кандидат от Народно-республиканской партии Экрем Имамоглу на 0,25% (это около 22 тыс. голосов) опередил номинанта от правящей партии Бинали Йылдырыма, который ранее занимал пост премьер-министра. Не случайно уже на второй день после подсчета голосов ПСР подала апелляцию в Центральную избирательную комиссию Турции с требованием пересчета во всех 39 уездах Стамбула.

По словам представителей партии, около 300 тыс. бюллетеней в Стамбуле безосновательно не были приняты к рассмотрению, а именно эти голоса якобы гарантируют победу Йылдырыму. Не исключено, что результаты голосования действительно пересмотрят, однако вместе с тем можно сделать вывод, что репутация ПСР тем не менее не прошла проверку на прочность. Аннулирование итогов голосования будет выглядеть политически мотивированным шагом, и оппонентам Эрдогана будет в чем его упрекнуть. Кроме того, это не единственное поражение, которое кандидат от ПСР потерпел в мегаполисе. Такой же итог виден на выборах в Анкаре и в Измире. А это уже – тенденция.

Ослабление позиций ПСР происходит на фоне похолодания в отношениях Турции и США. История вокруг покупки Турцией российских комплексов С-400 достигла своей кульминации. Несмотря на активные попытки США не допустить этой сделки, похоже, что передача Анкаре комплексов – дело решенное. «Мы финализировали соглашение по С-400, продолжаем выплаты по контракту. Мы предлагали США купить у них Patriot, но Соединенные Штаты не предложили нам подходящих условий. Так что сделка по С-400 реализуется, и в июле мы ждем поставку комплексов», – заявил Эрдоган.

Некоторая неопределенность царит вокруг сирийской провинции Идлиб, которая находится в сфере ответственности Турции. Последние заявления российского руководства могут указывать на то, что анклаву готовят силовой сценарий. Так, заместитель министра иностранных дел России Олег Сыромолотов накануне заявил, что в провинции сконцентрирован исключительно «террористический интернационал». Впрочем, не исключено, что силовой сценарий будет результатом договоренностей с Россией. Выступая в Москве в рамках дискуссии, организованной Валдайским клубом, директор программы стратегических исследований турецкого аналитического центра SETA Хасан Басри Ялджин заявил о шансах на то, что судьба Идлиба будет решена путем компромисса.

Тем не менее риски того, что турецкая внешняя политика скоро станет труднопрогнозируемой, слишком велики.  «Прошедшие местные выборы, как и предполагалось, обострили внутриполитическую обстановку в Турции. На фоне кризиса, который испытывает правящая партия, руководство страны в ближайшей перспективе, как представляется, может перейти к более авторитарной внутренней и агрессивной внешней политике, – заявил «НГ» турецкий политолог, кандидат исторических наук Керим Хас. – Анкара, вполне возможно, столкнется с острой внешнеполитической дилеммой, решение которой не лежит на поверхности. Ключевой чертой внешней политики останется ее «зигзагообразность». Правящей элите необходима финансовая поддержка со стороны Запада для преодоления углубляющегося экономического кризиса. В то же время Анкара вынуждена координировать свои шаги с Москвой для того, чтобы не оказаться в неприятной ситуации в Сирии. В связи с покупкой комплекса С-400 градус напряжения в турецко-американских отношениях возрастает, что влечет за собой усиление давления и в некотором роде шантаж со стороны Вашингтона, который получил свое обрамление в ситуации вокруг истребителей F-35. Каковы будут дальнейшие шаги США – остается догадываться».

Эксперт считает, что за кулисами идет большая внешнеполитическая игра, которая во многом определяется простым постулатом: «ты мне – я тебе». «Не секрет, что более 90% вооружения турецкой армии приходится на Североатлантический альянс, – напоминает Хас. – Учитывая геополитическую обстановку и круг государств, с которыми граничит Турция, ей, безусловно, необходимы системы противовоздушной и противоракетной обороны. Но может ли российский С-400 при имеющихся исходных данных, то есть при зависимости Турции от западного вооружения, налаженной военной системы внутри альянса НАТО, быть использован так, как об этом говорит руководство Турции? С большей степенью вероятности ответ будет отрицательным: трудно представить, что Анкара пойдет по пути обострения конфликта с союзниками России, такими как Иран, Сирия, Армения, где уже расположены российские С-300. И, более того, представить, что угроза придет со стороны западных соседей Турции, например, Болгарии или Греции, еще более сложно».

Исходя из того, что покупка С-400 не только носит провокационный по отношению к НАТО характер, но и фактически не отвечает задачам, которые стоят в оборонительной сфере Турции, можно говорить о неких личных договоренностях по оси Анкара–Москва, убежден эксперт. «Они в ближайшее время будут развиваться либо в сторону углубления и, таким образом, еще большей зависимости правящих кругов Турции от Кремля, либо в сторону очередного конфликта, если предположить, что договоренности по С-400 могут сорваться, – отметил Хас. – В этом контексте интересным представляется недавнее несущественное на первый взгляд изменение в контракте по АЭС «Аккую». Так, в пункт № 5 основного договора было включено следующее: Россия теперь имеет право не только возводить административные здания и сооружать производственные комплексы, связанные с функционированием АЭС, что было предусмотрено изначально, но может строить морские порты, возводить портовые сооружения и терминалы, осуществлять всю необходимую логистику, то есть загрузку и разгрузку грузов, а также их хранение».

Если принять во внимание, что АЭС «Аккую» будет обслуживаться российской стороной как минимум 60 лет, можно предположить, что сооружение портов и терминалов на территории Турции имеет существенные и долгосрочные планы со стороны России, убежден аналитик. 

«Естественно, возникает вопрос: могут ли эти порты и терминалы в будущем превратиться в военные базы РФ или их подобие на территории Турции? – считает Хас. – Стоит отметить, что город Мерсин, в котором и будет функционировать «Аккую», находится лишь в нескольких десятках километров от американской базы «Инджирлик».  Не может не настораживать и тот факт, что эти изменения были внесены буквально на днях (через девять лет после подписания межгосударственного соглашения). Учитывая ту внешнеполитическую ситуацию, заложником которой является президент Эрдоган, изменение контракта указывает во многом на то, что Москва в ожидании существенных преференций со стороны руководства Турции может пойти по пути еще большего давления на Анкару».

Турецкие власти в обозримом будущем могут содействовать «работе» своих российских партнеров с сирийским режимом для военного наступления в Идлибе, допускает Хас. «На повестке дня также будет и тема Восточного Евфрата, где внешнеполитические действия США пока не позволяют Турции провести военную операцию на северо-востоке Сирии, – предположил эксперт. – Предстоящая 8 апреля встреча также интересна и по вопросам, касающимся «Турецкого потока». До сих пор нет определенности в том, какие именно турецкие компании будут приобретать газ через первую ветку этого газопровода и по каким ценам. Также неясно, где будут построены две компрессорные станции второй ветки – на территории Турции или Болгарии. К тому же некоторые турецкие компании, приобретающие газ по Трансбалканскому трубопроводу, уже испытывают сложности из-за вероятности попадания под санкции США из-за сотрудничества с Россией».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партия Миронова хочет хорошую роль в политическом сценарии

Партия Миронова хочет хорошую роль в политическом сценарии

Дарья Гармоненко

В будущем парламенте предполагается сохранить пять фракций при монополии одной

0
343
Памфилова позаботится о комфорте избирателей

Памфилова позаботится о комфорте избирателей

Иван Родин

ЦИК РФ анонсировал создание еще одной системы дистанционного голосования

0
370
Владимир Путин пообещал дать ответ на удар дронов, которые атаковали Казань

Владимир Путин пообещал дать ответ на удар дронов, которые атаковали Казань

0
326
Сирийские боевики отмывают свой имидж

Сирийские боевики отмывают свой имидж

Игорь Субботин

Курс новых властей, контролирующих Дамаск, нашел признание в США

0
449

Другие новости