0
11335
Газета Печатная версия

26.02.2018 00:01:00

В странах ЕС должна появиться достойная оппозиция

Традиционная партийная система в Старом Свете подверглась эрозии

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Александровна Арбатова – доктор политических наук, заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: германия, политический кризис, правительство, коалиция, меркель, линднер, ес


германия, политический кризис, правительство, коалиция, меркель, линднер, ес Отказ лидера СвДП Кристиана Линднера от переговоров с партией Ангелы Меркель спровоцировал беспрецедентный политический кризис в Германии. Фото Sean Gallup/Getty Images

Германия, ведущая страна Европейского союза, погружена в глубокий политический кризис, который длится уже пять месяцев. Ангела Меркель не хочет возглавлять правительство меньшинства, категорически отвергает возможность альянса с право-популистской партией «Альтернатива для Германии», занявшей третье место на выборах, и ищет союзников среди респектабельных партий. Последние переговоры между христианскими демократами (ХДС) Меркель, баварским Христианско-социальным союзом (ХСС) Хорста Зеехофера и социал-демократами (СДПГ) во главе уже не с Мартином Шульцем, а в будущем скорее всего с Андреа Налес породили надежды в Берлине и Брюсселе, что правительственный кризис может быть преодолен и будет сформировано коалиционное правительство.  Однако главное решение остается за съездом СДПГ, которое должно дать карт-бланш своему руководству на вхождение в коалиционное правительство.

Вполне понятно желание и руководства Евросоюза, и соседей Германии, прежде всего Франции, поскорее покончить с политической нестабильностью в самой важной стране ЕС. Однако анализ сегодняшнего кризиса в Германии выходит далеко за рамки вопроса о стабильности в этой стране, поскольку многие члены ЕС сталкиваются с подобной проблемой. В Испании в 2015–2016 годах почти 11 месяцев продолжался правительственный кризис, который подтвердил эрозию традиционной де-факто двухпартийной системы и вывел на политическую авансцену новую левопопулистскую партию Podemos. В Италии, по предварительным прогнозам, ни одна из крупных политических партий не сможет победить в одиночку на всеобщих выборах 4 марта. Именно поэтому полным ходом идет формирование партийных блоков, подчас достаточно экзотических по составу.

Во многом кризисные явления в партийной системе европейских стран обусловлены дефицитом демократической легитимности в самом механизме принятия решений в рамках ЕС (прежде всего слабость Европарламента в отношениях с Еврокомиссией и Европейским советом). Если дебаты о дефиците демократической легитимности на уровне политических элит носят в большой степени концептуальный и даже академический характер, то на уровне населения стран ЕС эта проблема имеет вполне конкретные проявления – победоносное шествие популистских партий, которые уверенно отвоевывают позиции у традиционных партий. Это относится не только к новым членам ЕС, но и к странам, стоявшим у истоков европейской интеграции.

К примеру, евроскептицизм в Италии – относительно новый феномен. После Второй мировой войны следствием надежд итальянской нации на мир и процветание стал оптимистический взгляд на Единую Европу и европейские ценности как панацею от экономической, социальной и политической нестабильности. Среди политической элиты существовал консенсус относительно того, что судьба Италии связана с Единой Европой. Коррупционные скандалы на протяжении 1990-х подрывали доверие итальянского населения к собственным политикам. 

Иными словами, чем больше итальянцы не доверяли своим лидерам и собственной валюте, тем больше они одобряли передачу важных полномочий на уровень Брюсселя. Введение единой валюты привело к утрате энтузиазма по поводу общей европейской судьбы. Это произошло в начале 2000-х, когда лира была заменена на евро и цены резко выросли. Надежды на быстрое уменьшение разрывов в уровне и качестве жизни не оправдались, и у населения стали расти евро-

скептические настроения, которые проецировались и на основные национальные политические партии. В конечном счете это привело к появлению новой левой популистской партии – «Движение пять звезд» под руководством известного комика и блогера Джузеппе Грилло и переформатированию крайне правых сил в партию «Братья Италии – Национальный альянс».

Сегодняшних популистов в странах ЕС, какие бы ключевые темы они ни выбирали для своих идеологических кампаний, объединяет одно – критика ЕС как элитарного проекта для политической верхушки, игнорирующей интересы народа. В связи с этим все громче звучат голоса о необходимости вернуться к «истинным национальным ценностям» как альтернативе европейской идеи. Экстремистские партии как справа, так и слева выступают единым фронтом против партий европейского центра, которым приходится бороться за электорат «маргиналов», набирающих силу, нередко используя их лозунги.

Как правило, партия, стоящая у руля, несет все бремя ответственности за существующие в стране проблемы и, если оказывается несостоятельной, терпит поражение на очередных выборах, и ее сменяет оппозиция. Угроза рецессии, увеличение безработицы, снижение доходов населения, проблема нелегальных мигрантов и вызов террористической опасности привели к резкому росту недовольства европейцев политикой правящих партий. В течение многих десятилетий в Европе попеременно правили правоцентристские и левоцентристские партии. Сейчас идет слом этой традиционной системы, поскольку население не видит разницы между основными партиями и не доверяет никому из политиков истеблишмента.

Согласно данным центра политических исследований Sciences Po, опубликованным в разгар экономического и финансового кризиса, более половины опрошенных французов считали и левых, и правых одинаково не способными эффективно управлять страной. Разочарование во всех политиках, причем не только на уровне Брюсселя, но и на национальном уровне, – это общеевропейский феномен. Разница лишь в выражении этого пессимизма. Если в ряде стран Южной Европы – в Италии, Испании и Греции – население более склонно к бурной реакции и бунтарским настроениям, то в других странах ЕС, в частности в Германии, избиратель более склонен к компромиссам, рассчитывая на то, что власть реформирует сама себя.

Если новость о том, что СДПГ может войти в коалицию с ХДС/ХСС, обрадовала Меркель, которая не хочет повторных выборов, то для самой СДПГ вхождение в коалиционное правительство грозит дальнейшим падением доверия у рядового избирателя. У социал-демократов уже дважды был опыт участия в коалиционных правительствах, который не принес ей ничего хорошего. Не имея возможности проводить собственную политику, социал-демократы будут нести ответственность за просчеты своего старшего партнера. Не случайно лидер Свободной демократической партии (СвДП) Кристиан Линднер, вышедший из переговоров по созданию правительственной коалиции, написал: «Лучше вообще не руководить, чем руководить плохо». Вполне возможно, что, если бы состоялись новые выборы в Германии, принципиальность Линднера принесла бы ему голоса новых сторонников.

Дилемма, в принципе представляемая коалиционным правительством, состоит в том, что, создавая на время стабильность, оно разрушает респектабельную оппозицию и укрепляет позиции левых и правых популистов. Иными словами, в результате рекрутирования социал-демократов в правительственные коалиции не укрепляется положение и правящих партий, потому что социал-демократы сдают позиции не им, а правым и левым радикалам. Весьма показательно, что правоцентристский блок ХДС/ХСС показал на последних выборах в Бундестаг наихудший с 1949 года результат – 33% (на 8,5% меньше, чем в 2013 году).

Эрозия традиционной партийной системы в странах ЕС объясняется как определенным стиранием границ между основными партиями, что ставит избирателя нередко в тупик, так и кризисом самих партий, проявляющимся в отрыве политической элиты от рядовых членов. В борьбе за власть в условиях социальной стратификации политические партии вынуждены расширять свою социальную базу, ориентироваться на интересы как можно большего числа избирателей, что приводит к размыванию их идеологий. 

Если говорить о партиях мейнстрима, то сегодня в наиболее тяжелом положении практически во всех странах ЕС (Германии, Франции, Италии, Испании, Греции и др.) находится социал-демократия. Утрата идентичности вследствие ослабления традиционных связей с профсоюзами и переориентация на новые социальные группы, отсутствие ясной и реалистичной повестки дня, отвечающей на вызовы современности и привлекательной для рядовых граждан, а также кулуарные баталии политических элит ведут к потере доверия рядовых избирателей. В годы холодной войны именно социал-демократия была в авангарде борьбы за мир и ядерное разоружение. В постбиполярный период эта важнейшая функция европейского социал-демократического движения была утрачена в силу как внутренних, так и внешних причин. Кроме того, нередко правильные, но болезненные для населения реформы, предпринятые социал-демократами, приводили к их отставке, а плодами этих реформ пользовались партии, пришедшие им на смену. Именно программа реформ Герхарда Шредера Agenda 2010, направленная на стабилизацию немецкой экономики через оживление рынка труда, укрепила позиции Германии в ЕС.

Преодоление кризиса легитимности и на уровне Евросоюза в целом и на уровне стран-членов будет зависеть от способности правящих европейских партий обеспечить своим гражданам безопасность, рабочие места, достойные зарплаты, финансовую стабильность и экономический рост, сохранить основные функции социального государства, что немыслимо без честной политической конкуренции. Политическая конкуренция – основа основ европейской демократии, и жертвовать ею ради тактических соображений менеджмента недопустимо.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
968
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1162
Джакузькина мать

Джакузькина мать

Истории про Герцена и Огарева, Галину Уланову и Просто Посмешище

0
567
У нас

У нас

0
449

Другие новости