Лидеры АТЭС выступили в Дананге за углубление интеграционных процессов в регионе. Фото Reuters
На саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который прошел на одном из живописнейших вьетнамских курортов – Дананге, лидеры 21 страны и территории продуктивно обсудили все намеченные вопросы, сообщил в минувшую субботу хозяин форума президент Вьетнама Чан Дай Куанг. «Мы обсудили меры по содействию всеобъемлющему экономическому, финансовому и социальному развитию, а также по обеспечению продовольственной и энергетической безопасности и устойчивого развития трудовых ресурсов в эпоху цифровых технологий», – подчеркнул он.
Впрочем, 25-й по счету саммит региона, на который приходится 39% населения планеты, 54% ВВП и 49% мировой торговли, завершился без ощутимых прорывов. Уже хорошо, что лидерам все-таки удалось согласовать итоговую декларацию, в которой дана оценка текущей региональной и мировой экономической ситуации, отражены подходы экономик АТЭС к решению актуальных задач и намечены шаги на будущее. О возможных проблемах с согласованием документа заявляли еще до начала недели высокого уровня. Причиной тому стала торгово-экономическая политика президента США Дональда Трампа.
Как известно, он питает неприкрытое отвращение к многосторонним сделкам, отдавая предпочтение двусторонним отношениям, построенным на принципе «ты мне, я тебе». В Дананге Трамп вновь выступил в поддержку экономического национализма. США будут защищать свои коммерческие права, не будут вступать в многосторонние торговые соглашения, «связывающие нам руки», и не потерпят «хронических нарушений в области торговли», заявил Трамп, обращаясь к бизнес-элите стран АТЭС.
«Мы больше не собираемся позволять эксплуатировать Соединенные Штаты», – цитирует Трампа Wall Street Journal. В прошлом США старались открывать свои рынки для других стран, но те не отвечали взаимностью, воровали американскую интеллектуальную собственность и нечестным образом помогали собственным государственным предприятиям. «Они занимались демпингом, субсидированием, валютным манипулированием и хищнической промышленной политикой», – подчеркнул президент США. Теперь Америка для Трампа на первом месте, и он ожидает, что лидеры государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) будут поступать так же по отношению к своим странам.
Судя по тексту итоговой декларации, Трампу удалось убедить коллег включить в финальный документ тезис о несправедливой торговле. «Мы будем совместно работать, чтобы сделать торговлю более инклюзивной, поддерживать возможности по доступу к рынкам и решать проблему нечестной торговли», – говорится в декларации. Хотя документ и носит рекомендательный характер, он обозначает основные тенденции в торгово-экономической политике в АТР.
Так, лидеры АТЭС выступают за развитие интеграционных процессов в регионе и формирование прочных и всеобъемлющих связей между его странами. «Мы подтверждаем нашу приверженность созданию к 2025 году интегрированного, со всеобъемлющими связями между участниками, без разделительных линий региона АТР», – указано в декларации. В ней приветствуются усилия «по продвижению политического сотрудничества, облегчению торговли, взаимосвязанности, финансирования и обменов между людьми». Важным инструментом развития интеграционных процессов в документе названа транспортная система. Лидеры АТЭС указали на необходимость того, чтобы она была «безопасной, устойчивой, эффективной и доступной».
Параллельно в Дананге не без проблем решалась дальнейшая судьба Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которому теперь приходится выживать без ранее вышедших из соглашения США. Президент Трамп убил это соглашение в зародыше, едва вступив в Белый дом, но остальные 11 стран продолжили его обсуждение.
Как пишет Politico, после объявленного Трампом выхода США из ТТП вьетнамское правительство в вежливой форме ответило обещанием продолжить работу по региональной экономической интеграции и надеждой на достижение окончательного соглашения в Дананге. Тем более что в нем помимо Вьетнама, опасающегося экспансии Китая, особенно заинтересованы Япония и Новая Зеландия. Однако оказалось, что и в усеченном составе договориться о совместных действиях не так-то просто.
Мятежницей среди 11 государств стала Канада – вторая по размеру экономика ТТП после Японии. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо отказался участвовать во встрече лидеров стран – потенциальных участников TТП, сказав, что «Канаде не горит». Позиция Оттавы осложняется тем, что параллельно она ведет переговоры с США и Мексикой по Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), передает канадский телеканал CBC News.
Между тем министры торговли стран ТТП заявили, что достигли соглашения «об основных элементах» нового базового документа. Ведь, как пишет Gardian, на кону 356 млрд долл. – таков объем взаимной торговли 11 стран будущего блока, достигнутый в прошлом году. При этом министр экономики, торговли и промышленности Японии Тосимицу Мотэги, выполнявший на переговорах в Дананге функции сопредседателя, заявил, что создание ТТП-11 приведет к воссозданию ТТП-12 и даже расширению соглашения.
В качестве старта его участники решили сменить название будущего объединения на «Всестороннее, прогрессивное Транстихоокеанское партнерство». «Всестороннее означает, что соглашение будет покрывать не только торговлю, но и инвестиции, защиту интеллектуальной собственности и прочее, – пояснил Мотеги. – Прогрессивное означает, что объединение будет самым передовым по сравнению с другими существующими в мире».
У России на саммите была своя повестка. Москва сосредоточилась на продвижении как Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и закреплении за ним статуса полноценного участника интеграционных процессов в АТР, так и Большого евразийского партнерства. Судя по статье президента Владимира Путина «XXV саммит АТЭС в Дананге: вместе к процветанию и гармоничному развитию», Россия предложила формировать такое партнерство на базе ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь». «Подчеркну, это гибкий, современный проект, открытый для присоединения других участников», – пояснил президент.
Понятно, что претендовать на статус страны мирового значения, не будучи активным игроком в АТР, невозможно. Путин напомнил, что за прошедшие пять лет после того, как аналогичный саммит принимала Россия во Владивостоке, доля экономики стран АТЭС во внешней торговле России увеличилась с 23 до 31%, а в экспорте – с 17 до 24%.
Среди вызовов, требующих совместного реагирования всех партнеров по АТР, предупреждение и ликвидация последствий природных катаклизмов и техногенных аварий, эпидемий и пандемий. Накануне саммита Россия отправила во Вьетнам, на который обрушился тайфун «Дамри», 40 тонн гуманитарной помощи – палатки и продукты питания. Кроме того, Путин дал поручение правительству выделить Вьетнаму финансовую помощь в размере 5 млн долл.
Следующий саммит АТЭС в 2018 году будет принимать Папуа – Новая Гвинея.