0
15098
Газета Интернет-версия

10.04.2017 00:01:00

Турция в преддверии политических перемен

Анна Глазова

Об авторе: Анна Владимировна Глазова – заместитель директора РИСИ, руководитель Центра Азии и Ближнего Востока.

Тэги: турция, президент, эрдоган, полномочия, референдум, конституция, сирия


турция, президент, эрдоган, полномочия, референдум, конституция, сирия Главная цедь кампании Эрдогана – мобилизовать турецких граждан. Фото Reuters

16 апреля в Турции состоится референдум по конституционной реформе, предполагающей переход от парламентской формы правления к президентской республике. На голосование выносится 18 поправок, кардинально меняющих политическую систему Турецкой Республики. Пост премьер-министра будет упразднен, президент будет являться одновременно главой государства и правительства с правом назначать и увольнять министров и вице-президентов. Он будет избираться всенародным голосованием, сможет править в течение двух пятилетних сроков, а также получит возможность продолжать возглавлять собственную партию. Парламентские и президентские выборы будут проводиться одновременно. Параллельно предлагается увеличить численность парламента (с 550 до 600 депутатов) и снизить возраст для кандидатов в депутаты с 25 до 18 лет.

Президент Турции также получит право дополнительного гражданского контроля армии через создание специального Государственного наблюдательного совета, а также сможет назначать главу Генерального штаба ВС Турции. Уменьшится численность Национального совета безопасности и будут введены высокие военные суды. Это позволит завершить процесс по нейтрализации армии как политического субъекта, которая ранее имела право вмешиваться в политическую жизнь страны.

К нынешнему референдуму президент Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им партия шли довольно долго. Предложение о введении президентской системы правления Партия справедливости и развития (ПСР) выдвинула еще в 2011 году. Однако тогда оно не получило дальнейшего развития, так как парламентская конституционная комиссия не смогла достичь консенсуса по этому вопросу. После избрания Эрдогана на пост президента страны в 2014-м эта идея зазвучала с новой силой и стала ключевым политическим предложением ПСР на парламентских выборах в июне и ноябре 2015 года. Тогда же конституционную реформу поддержала третья по численности оппозиционная Партия националистического движения. В январе 2017 года более трех пятых депутатов (339 голосов) одобрили поправки к Конституции, что сделало возможным их вынесение на референдум.

После принятия этого решения правящая партия начала активную пропагандистскую «Да»-кампанию. Ее цель – убедить избирателей, что  голос «за» означает движение к стабильной и процветающей «новой Турции», которую Эрдоган обещал построить во время своей предвыборной президентской кампании. Как отметил премьер-министр Бинали Йылдырым, «новая президентская система уничтожит терроризм, ускорит экономический рост и создаст новые рабочие места».

Противники конституционных изменений, среди которых – крупнейшая оппозиционная Народно-республиканская партия, организовавшая альтернативную «Нет»-кампанию, заявляют, что план Эрдогана – установление авторитаризма в стране. Они обвиняют его в том, что почти за три года его президентства в Турции усилилась цензура, а количество журналистов, привлеченных к уголовной ответственности или отстраненных от должности, стало больше, чем за все время существования турецкого государства. Правда, правительство называет их не журналистами, а пособниками шпионов и террористов.

Кроме того, оппозиция опасается, что в условиях чрезвычайного положения, действующего в стране после неудачной попытки военного переворота в июле 2016 года, исход голосования не будет отражать волю народа.

Несмотря на высказываемое многими экспертами мнение, что Эрдоган и его команда одержат победу на референдуме, делать однозначные прогнозы все же преждевременно. Сравнение данных социологических опросов, проводимых разными компаниями, показывает, что количество сторонников и противников изменения Конституции распределяется почти поровну. Примерно такую же картину можно было наблюдать и во время президентских выборов-2014, и в период парламентских выборов-2015, что демонстрирует, насколько глубоким является политический раскол в турецком обществе. В последние дни марта на фоне дипломатических скандалов Турции с некоторыми странами ЕС статистика немного изменилась. По данным исследовательской компании Qriously, более трех пятых (61%) турецких избирателей готовы поддержать конституционные поправки. Однако при этом почти треть вероятных избирателей (29%) все еще не определились по этому вопросу. Это довольно большое число, и, по всей видимости, именно они и будут определять исход голосования.

Наиболее активно поддерживают «Да»-кампанию избиратели в возрасте от 18 до 44 лет, большое количество сторонников изменения Конституции также среди жителей Стамбула. Компания Qriously указывает на еще одну любопытную деталь: респонденты, которые детально изучили предлагаемые поправки, в большей степени склонны сказать «нет» по сравнению с теми, кто ознакомился с ними лишь в общих чертах.

Как и следовало ожидать, в западных СМИ возможная концентрация власти в руках президента Эрдогана вызывает резкое неприятие. Вынесенные на референдум конституционные поправки называют антидемократичными, а самого Эрдогана – диктатором, ведущим страну к расколу. Однако подобная критика лишь усиливает число сторонников президента внутри страны. Это означает, что предстоящее голосование в определенной степени будет носить протестный характер, в ходе которого консолидированные на антизападной риторике турецкие граждане скажут «нет» – но не поправкам, а Западу с его демократическими ценностями, дискредитировавшими себя в глазах мусульманского сообщества.

В последние годы ответственность за существующие проблемы в стране турецкое руководство часто возлагало на происки внешних сил и связанных с ними внутренних противников. Неделю назад на митинге в Анкаре президент Эрдоган заявил, что итоги конституционного референдума станут лучшим ответом врагам Турции. Однако, расширив полномочия и сконцентрировав власть в своих руках, турецкий президент получит не только привилегии, но и ответственность за решение накопившихся проблем.

Среди них – продолжающийся вооруженный конфликт с Рабочей партией Курдистана. Военные действия турецкой армии на юго-востоке страны и арест руководителей прокурдской Партии демократии народов означают, что пока турецкое руководство не намерено идти на компромиссы. Как заявил Эрдоган, курды должны прекратить вооруженную борьбу и сложить оружие или покинуть эту землю. В противном случае, по его словам, «наши солдаты, полицейские и сельские ополченцы искоренят их из этой страны».

Кроме того, с конца августа 2016 года Турция проводит военную операцию «Щит Евфрата» на территории Сирии, направленную против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и «террористических групп сирийских курдов, угрожающих Турции». И хотя 29 марта официальная Анкара заявила об окончании операции, желая таким образом зафиксировать успехи военных перед предстоящим референдумом, уже через день командование турецкой армии объявило о том, что военные действия на севере Сирии будут продолжены.

Победы турецких вооруженных сил на территории Сирии не снимают, а возможно, еще более усугубляют проблемы безопасности внутри самой Турции, так как страна столкнулась с ростом террористических атак со стороны боевиков ИГ, создавших широкую сеть вербовки и поддержки в Анкаре, Стамбуле и на южных границах страны. Следует также учитывать, что в рядах ИГ в Сирии и Ираке воюют более 2 тыс. турецких граждан. Если они вернутся на родину, это еще больше дестабилизирует и без того напряженную ситуацию в стране, приведя в новой волне терактов и насилия.

Непросто складываются отношения турецкого руководства с США. Официальная Анкара недвусмысленно намекает на причастность американских спецслужб к неудавшемуся военному перевороту 2016 года, имеющему целью отстранение, а возможно, и физическое уничтожение президента Эрдогана. Накануне референдума эта тема зазвучала с новой силой. Недовольство турецких лидеров также вызывает нежелание Вашингтона отказаться от сотрудничества с сирийскими курдами. Кроме того, в Турции полагают, что вооруженные силы США оказывают недостаточную поддержку турецкой армии в Сирии.

В стране постепенно обостряются хозяйственные проблемы, что связано с замедлением экономического роста, девальвацией национальной валюты и ростом внешнего долга. В феврале дефицит бюджета составил 1,6 млрд долл. – самый крупный ежемесячный показатель за последние восемь лет. Уровень безработицы вырос до 12,7%, при этом среди молодежи он составил 24%. Дефицит платежного баланса, согласно оценкам экспертов, превысил 4% ВВП в 2016 году. Вкупе эти проблемы сделали Турцию крайне уязвимой к оттоку иностранного капитала.

В целом это означает, что вне зависимости от итогов референдума турецкому президенту придется решать целый комплекс сложных проблем, направленных на стабилизацию обстановки в стране и консолидацию турецкого общества, с тем чтобы «новая» Турция стала реальностью, а не осталась лишь невыполненным предвыборным обещанием.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
232
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
284
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
237
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
201

Другие новости