Тереза Мэй хочет сократить миграцию из Евросоюза, при этом сохранив с блоком тесные экономические связи. Фото Reuters
Британское правительство не вправе привести в действие статью 50 Лиссабонского договора, формально запускающую выход из ЕС, без одобрения парламента. К такому вердикту на прошлой неделе пришел Верховный суд, невзирая на протесты исполнительной власти. Таким образом, уже 26 января состоялось первое чтение билля, дающего премьер-министру Терезе Мэй право начать процесс выхода из Евросоюза. Более подробное обсуждение законопроекта нижней палатой пройдет во время второго чтения 31 января. Прежде чем статья 50 будет запущена главой правительства, такой шаг должно одобрить большинство представителей в обеих палатах парламента.
Среди британских экспертов установился консенсус: учитывая, что общественное мнение не повернулось резко в сторону оппозиции к брекзиту, чинить запуску правительством статьи 50 серьезные препятствия парламент не будет. Как свидетельствуют данные опроса, проведенного совместно ComRes и CNN, 51% британцев все еще поддерживают идею покинуть Евросоюз. Но если с началом пути навстречу брекзиту у правительства скорее всего и не возникнет проблем, то переговоры с 27 государствами блока почти наверняка окажутся сложными. Развод Брюсселя и Лондона обещает стать самым масштабным и сложным вызовом, с которым Европа встречалась после окончания Второй мировой войны.
В своей речи в резиденции МИДа Ланкастер-хаусе Мэй впервые внятно очертила свои приоритеты в контексте брекзита. Премьер подтвердила намерения о выходе страны из единого европейского рынка (ЕЕР), а также из Таможенного союза ЕС. Это позволит британцам не подчиняться решениям Европейского суда и вести независимую торговую политику. И если Лондон выйдет из ЕЕР, он сможет контролировать уровень иммиграции из государств союза. При этом Мэй подчеркнула, что выступает за сохранение беспошлинной торговли с ЕС – либо в рамках нового таможенного соглашения, либо в рамках ограниченного членства в существующем союзе.
Но как именно будет выглядеть «дорожная карта» брекзита и каким именно образом Мэй намерена осуществить свой план сотрудничать с блоком в отдельных сферах после выхода, пока до конца не ясно. О вероятных сценариях развития событий и о том, какие последствия он будет иметь для Евросоюза и самих британцев, «НГ» рассказала профессор Лондонского университета королевы Марии, директор Центра изучения глобализации Бриджит Гранвиль.
Исходя из сказанного Мэй, эксперт пришла к выводу: британский кабмин попытается заключить ряд двусторонних сделок со странами Евросоюза, а прекращение членства в едином европейском рынке будет происходить поэтапно и, что не менее важно, неравномерно. «Премьер-министр приняла аргументы европейских лидеров, что свобода передвижения внутри единого рынка – это одна из четырех свобод, которыми невозможно пренебречь. Теперь она будет добиваться сделки о свободной торговле с ЕС, но вместо всеобъемлющего соглашения она попытается согласовать разные условия в разных секторах, – пояснила экономист. – В частности, для британцев особенно важен беспрепятственный доступ к рынкам финансовых услуг и машиностроения. Вместе с тем, безусловно, главным приоритетом кабмина в переговорах станет возвращение в Лондон прав контроля над миграцией из Евросоюза».
Если британцы покинут единый рынок, фирмы в финансовом секторе могут лишиться права на «финансовый паспорт», дающий им разрешение оперировать в странах Евросоюза на условиях, принятых в Великобритании, напомнила Гранвиль. Компании, занимающиеся машино- и авиастроением, в свою очередь, рискуют пострадать от выхода из Таможенного союза. Ведь участие в нем освобождает компании от таможенных проверок при пересечении границ.
«Принимая в расчет важность логистической цепочки поставок в этих сферах, отдельные элементы, необходимые для сборки, должны пересекать границы пять или шесть раз для производства одного продукта», – уточняет экономист.
Ранее канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и другие европейские политики заявляли о неготовности рассматривать британские претензии на членство в ЕЕР, если Лондон не будет соблюдать требование о свободе миграции. После речи Мэй глава Евросовета Дональд Туск похвалил ее за «больший реализм» в подходе к брекзиту.
Но в каких сферах британская сторона готова пойти на уступки? По словам Гранвиль, если Лондон намерен получить доступ к отдельным сферам единого рынка на привилегированных условиях, ему придется заплатить за это. «Для выгодного доступа к европейским рынкам Британия по крайней мере должна будет вносить средства в бюджет ЕС, как это делают Швейцария или Норвегия», – констатирует она.
Напомним, что обе страны являются членами европейской экономической зоны (ЕЭЗ). Швейцария, однако, договаривалась о своем доступе к ЕЕР с помощью ряда двусторонних соглашений с Брюсселем, а потому имеет лишь часть привилегий, которыми пользуются многие другие члены единого рынка. В частности, Швейцария не имеет доступа к единому рынку услуг. При этом на согласование такой сделки было потрачено около девяти лет. К тому же и Норвегия, и Швейцария не имеют контроля над собственной миграционной политикой в отношении граждан стран ЕЭЗ.
Таким образом, установленная Мэй планка требований к ЕС – предоставить Лондону условия для беспрепятственной торговли, отдав ему при этом контроль над границами, – рискует оказаться чересчур завышенной. «Евросоюз не будет просто нейтральной стороной в грядущих переговорах, – пишет колумнист Financial Times, эксперт по британской политике Джанан Ганеш. – У этого института уже имеется опыт по спаррингу с такими государствами, как Норвегия и Швейцария, которые с таким же хитроумием, с каким это пытается делать Лондон, пытались найти свою счастливую нишу в проекте ЕС, не будучи его членом».
К такому мнению склоняется и Гранвиль. «С одной стороны, лидеры ЕС очень напуганы тем, что опция выхода из блока станет привлекательной для других государств и что брекзит спровоцирует эффект домино, – рассуждает она. – С другой стороны, многие политики в Брюсселе понимают: прагматичный подход к сделке с британцами позволит им избежать экономического ущерба, сохранить рабочие места и добиться стабильного роста ВВП в Европе». В конце концов, считает эксперт, приоритетом для европейцев может стать именно мотивация сохранить сплоченность блока. «Конечно, ЕС не будет особенно радоваться потере 12 млрд евро, которые британцы вносят в его бюджет в чистом виде. По сравнению с совокупным размером экономик стран блока (около 12 трлн) получаемые от Лондона средства – это капля в море, – отметила она. – Учитывая размер профицита бюджета Германии, эта страна без труда может взвалить на себя дополнительные обязательства. При этом не стоит забывать, что британский экспорт товаров и услуг в 27 стран Евросоюза составляет 12% от ВВП острова, тогда как экспорт в Британию добавляет к ВВП блока всего 2,5%».
Как сообщает Financial Times, Брюссель угрожает и вовсе застопорить торговые переговоры с британцами, пока те не выплатят в бюджет блока около 40–60 млрд фунтов. Именно в такую сумму оценивается «счет» Лондону за проведение совместных инфраструктурных проектов в рамках ЕС и за пенсионные выплаты европейским чиновникам. При этом газета уточняет, что ряд стран все-таки не против приступить к диалогу с Мэй о торговле как можно скорее, предоставив британцам больше времени для погашения задолженностей. Но до консенсуса среди 27 стран еще далеко.
В этой связи прогнозы британского премьера относительно срока, в течение которого стороны могут добиться консенсуса, чересчур оптимистичны, считает Гранвиль. «Мэй полагает, что согласование всех условий займет у нее два года, но на это уйдет больше времени», – рассуждает эксперт. Имея это в виду, в своей речи Мэй обозначила разделение между периодом «переговоров» (два года, выделенные статьей 50) и периодом «имплементации», обратила внимание Гранвиль. Это значит, что британская сторона собирается обозначить какие-то приоритеты за два года, а потом постепенно реализовывать их.
Остается вопрос, каким образом у Мэй получится воплотить в жизнь «неравномерный» брекзит, где степень интеграции ЕС и Британии будет разниться в зависимости от конкретной сферы. Здесь, как заметила Гранвиль, на помощь премьеру придет ее идея о принятии закона, который перевел бы весь существующий свод европейских законов в статус домашнего (см. «НГ» от 03.10.16). Это позволит парламенту в Лондоне избавиться от отдельных мер, сохранив при этом нужные действующие законы. По словам эксперта, премьер сможет постепенно упразднять действующие в Британии законы Евросоюза в тех сферах, где договоренности уже были достигнуты.