Министры иностранных дел «нормандской четверки» не смогли договориться по вопросу местных выборов в Донбассе. Фото Reuters
Близящаяся к завершению президентская кампания в США, а также запланированные на следующий год выборы президента Франции, избрание бундестага и канцлера Германии прямо влияют на развитие ситуации в Донбассе. Западным лидерам, взявшимся выступить посредниками в урегулировании конфликта, остро нужна «история успеха». Поэтому они все меньше желают вникать в исторические, ментальные, социальные и иные причины противостояния. И все сильнее стремятся достичь формального результата, который можно будет представить своим избирателям. Но «успех-2016» может привести к новым проблемам в 2017-м.
По итогам состоявшихся в Берлине на прошлой неделе переговоров министров иностранных дел стран «нормандской четверки» не было принято конкретных решений. Хотя накануне глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер выражал надежду, что «удастся продвинуться вперед и приблизиться к договоренностям». По его словам, в Берлине должны были договориться о местных выборах в Донбассе.
С точки зрения западных лидеров, избрание новой власти, с которой Киев обязан будет сесть за стол переговоров, поставит точку в конфликте. Поэтому ЕС и США, по словам украинских источников, договорились, что выборы в Донбассе должны состояться до конца августа. И проводить их нужно по специальному закону, учитывающему особенности региона, который Верховной раде еще предстоит принять. Западных лидеров не волнует, будут ли на этих выборах представлены украинские партии, будет ли организацией процесса заниматься исключительно украинский Центризбирком. Они не видят проблемы в том, чтобы провести амнистию защитников ДНР и ЛНР, предоставив им возможность баллотироваться. А вопросы с безопасностью Запад готов решить «гибридным способом»: не дожидаться прекращения боев и отвода войск, а временно, на время выборов, передислоцировать оружие, технику и солдат в зоны безопасности, находящиеся в поле зрения миссии ОБСЕ. Главное – поскорее провести выборы.
Поэтому украинский план трехэтапного урегулирования, с которым министр Павел Климкин отправился в Берлин, не вызвал особого интереса у участников переговоров. Предполагался длительный процесс: создание зон безопасности, постепенное разминирование территорий, формирование специальных баз, с которых наблюдатели ОБСЕ могли бы контролировать и линию разграничения между войсками, и линию украинско-российской границы.
Источники, близкие к украинской делегации, отмечают, что российский министр Сергей Лавров не захотел выслушать этот план. Он якобы настаивал на том, что контроль за границей – последний пункт Минских соглашений. И выполнять его нужно в последнюю очередь, после конституционной реформы в Украине, которая предоставит Донбассу особый статус и широкие полномочия, а также после завершения местных выборов, по итогам которых местная власть будет признана Киевом. «Они (российская сторона. – «НГ») постоянно уходят от дискуссии относительно контроля за границей. Они переводят разговор в другую плоскость», – сказала «5 каналу» замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль.
Российская делегация, по словам украинских источников, привезла несколько предложений относительно того, как проводить выборы. «Я сказал господину Лаврову, что мы способны самостоятельно написать украинское законодательство. Никакие советы нам не нужны», – рассказал журналистам после встречи украинский министр Климкин. Он настаивает, что выборы в Донбассе должны состояться так, как решат в Киеве, а пункты Минских соглашений нужно выполнять не в той последовательности, в которой они изложены, а так, чтобы вперед вынести вопросы обеспечения безопасности, а за ними поставить вопросы политического урегулирования.
Но такой подход означает, что мир в регионе наступит не скоро. А у западных партнеров Украины нет времени ждать – им нужна предвыборная «история успеха». В России тоже настаивают на том, чтобы украинская сторона выполняла свои обязательства именно в том порядке, в котором они записаны в Минских соглашениях, а не выборочно. И рекомендуют Киеву начинать переговоры не с Западом, а с лидерами республик. Последние, в свою очередь, солидарны с российской позицией. Глава ДНР Александр Захарченко считает, что именно Киев, подписавший и не выполняющий в точности Минские соглашения, срывает мирный процесс. «Когда Киев вылечится и вернется из виртуального мира в наш, реальный мир, тогда и поговорим. А на этом этапе признаем, что Киев совершенно не готов к переговорам», – прокомментировал Захарченко итоги берлинской встречи министров. Глава ЛНР Игорь Плотницкий объяснил, что означает пассаж Захарченко о «выздоровлении Киева»: «Если Украина выполнит все, что написано в Минских соглашениях, это будет уже не та Украина, которая есть на сегодняшний день. И тогда мы готовы рассматривать ее как своего соседа, с которым мы можем сосуществовать, жить, работать, экономически торговать, политически общаться».
В Украине говорят о том, что давление на Киев осуществляется с трех сторон – западной, российской и донбасской. «Это давление, целью которого является проведение «экспресс-выборов» в Донбассе, будет усиливаться», – прогнозирует содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков. Он считает, что выборы в нынешних условиях превратятся в легализацию и внедрение в Украину «подконтрольного Кремлю милитаризованного образования со всеми его квазигосударственными метастазами – «министерствами», «народными советами», «прокуратурами», «центробанками», «верховными судами» и проч.». В таком случае, полагает Пашков, не исключен сценарий «русской осени в Новороссии». Он пояснил: «Может стать реальностью полномасшабный горячий конфликт и дезинтеграция страны с непредвиденными последствиями». И Европа вместо «истории успеха» получит новую огромную проблему в Украине.
Основания для такого прогноза объективны. Соцопросы, проведенные в последние полгода несколькими авторитетными центрами, свидетельствуют, что относительное большинство украинцев негативно оценивают содержание Минских соглашений и не верят в то, что они помогут установить мир. Но в целом проблема Донбасса способна расколоть украинское общество.
По данным Центра Разумкова, 56,4% выступают против особого статуса Донбасса (23,8% – за); идею проведения выборов до полной демилитаризации региона и возвращения его под контроль Украины не поддерживают 52,5% граждан, поддерживают 31,2%. Амнистию защитников ДНР и ЛНР не поддерживают 42,3%, поддерживают 31,2%.
В Киеве говорят, что выполнение требований Запада могло бы привести к взрыву в Украине. Поэтому команда Порошенко, не отказываясь от Минских соглашений, выступает с уточнениями, чем затягивает процесс.
«Это любимый прием украинских дипломатов еще со времен президента Кучмы: подписываем документ, потом понимаем, что не можем его выполнить, – и предлагаем новые планы, которые называем уточнением, усовершенствованием старого документа. Именно этим сейчас занимается украинская власть, осознающая, чем грозит точное выполнение Минских соглашений», – сказал «НГ» руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он убежден, что у Запада есть рычаги давления, способные заставить команду Порошенко выполнить взятые на себя обязательства, независимо от того, понравятся ли они рядовым гражданам. «Нравится – не нравится, раньше надо было думать, в 2014 году. Порошенко согласился стать президентом на условиях США. И не ему теперь менять условия. Подписали Минские соглашения по пунктам – придется выполнять по пунктам. Иначе могут быть заморожены счета в западных банках, могут начаться проблемы с въездом в некоторые страны, может вообще встать (неформально, конечно) вопрос об эффективности и договороспособности украинской власти», – считает эксперт.
Говоря о последствиях, к которым выборы в Донбассе, проводимые в нынешних условиях, могут привести внутри Украины, Бондаренко признал: «Судя по всему, Украина обречена, просто обречена на свою «ночь длинных ножей». В стране много оружия, много людей, участвовавших в боях, много организаций, стремящихся диктовать свою политику власти… Все это рано или поздно придется взять под контроль, иначе страна превратится в европейский вариант Сомали».
Киев