0
17254
Газета Интернет-версия

16.05.2016 00:01:00

Страсти вокруг австрийского нейтралитета

Владимир Швейцер

Об авторе: Владимир Яковлевич Швейцер – доктор исторических наук, заведующий отделом социальных и политических исследований Института Европы РАН.

Тэги: австрия, президент, выборы, внешняя политика


австрия, президент, выборы, внешняя политика Имя нового хозяина президентского дворца Хофбург назовут в Вене 22 мая. Фото Reuters

Австрия 22 мая изберет своего уже девятого за послевоенный период президента. Вне зависимости от того, кто им будет – Норберт Хофер или Александр ван дер Белен, – речь идет о новом раскладе политических сил. До этого абсолютное большинство первых должностных лиц государства были выходцами из двух правящих партий – Социал-демократической либо Народной. Это облегчало взаимодействие властных структур страны. Теперь же «большой коалиции» СПА и АНП, в случае если она сохранится до ближайших выборов, придется иметь дело с представителем оппозиционного политического лагеря. Если в вопросах внутренней политики вряд ли что-либо существенно изменится, то в международном курсе Австрии коалиции придется считаться с позицией человека, имеющего согласно Конституции важные функции. Президент – не только верховный главнокомандующий, но и главный ее представитель на международной арене, имеющий право заключать договоры с другими государствами. Если к этому добавить, что президент активно участвует в процессе формирования правительства, то очевидно, что внешнеполитические решения могут обрести совершенно иную, нежели прежде, конфигурацию.

Очевидно, что одной из важных сторон международного курса Австрии останутся отношения с Россией. А исторически именно контакты первых лиц наших государств определяли градус их сотрудничества. Весьма символично, что покидающий свой пост президент Хайнц Фишер последний визит совершил именно в Москву. Владимир Путин был всегда в регулярном контакте с хозяевами президентского дворца Хофбург. Тем самым продолжалась сложившаяся еще в советские времена традиция.

Иначе, впрочем, и быть не могло. Ведь именно в Москве в декабре 1943 года было официально зафиксировано желание союзников по антигитлеровской коалиции восстановить независимость Австрии, нашедшее дальнейшее развитие в других документах стран, победивших гитлеровского агрессора. Основной вклад в освобождение Австрии, как известно, внесла Красная Армия. Борьба за независимость Австрии продолжилась и в первые послевоенные десятилетия. СССР, изжив некоторые рудименты сталинской внешней политики, смог в диалоге с союзниками и властями Австрии найти ключ к решению «австрийского вопроса». Речь шла о неформальной увязке государственного договора – общего знаменателя позиций четырех великих держав и Австрии самостоятельно провозглашенным ею статусом постоянного нейтралитета.

При этом все стороны венских договоренностей 1955 года прекрасно понимали, что сохранение Австрией ее исторически обусловленной западноориентированной идентичности – константа, объективно проецирующаяся на идейно-политическую и социально-экономическую среду. Однако главное заключалось в том, что Австрия была выведена за пределы конфронтации Запада и Востока. 

Завершение на рубеже 1980–1990-х холодной войны привело к самоликвидации «восточного блока» как комплекса взаимосвязанных организаций военно-политического и экономического сотрудничества. Началась перестройка всей системы международных отношений, очередная фаза европейской интеграции. В новой ситуации вполне естественным был процесс частичного переосмысления договорно-правовых обязательств прошлого, соответствие буквы некоторых из этих обязательств новому повороту дел в сфере внешней политики.

Если в советские времена лидеры СССР постоянно напоминали Австрии о несостоятельности ее претензий на тесное сотрудничество с нарождавшимися интеграционными объединениями, ссылаясь при этом на букву и дух Государственного договора, то новые реалии делали данные аргументы не столь убедительными. Ведь договор 1955 года определял несовместимость членства Австрии в организациях, где существовала тогдашняя Германия, а после объединения ГДР с ФРГ речь шла об ином государстве. Малоубедительным становился и аргумент о несовместимости австрийского нейтралитета с новой фазой евростроительства, где теперь присутствовали и другие нейтралы – Швеция, Финляндия, Ирландия. Тем более что сам СССР и его правопреемница – Россия, радикально изменившая свою социально-экономическую модель и внесшая существенные коррективы во внешнеполитическую и военную доктрины, встала на путь диалога как со складывавшимся Европейским союзом, так и с НАТО. 

Нельзя сказать, что позиция советского, а позднее и российского руководства была в отношении Австрии идеально последовательной. Осенью 1991 года во время визита в Москву канцлер Франц Враницкий получил от Михаила Горбачева добро на самостоятельные интеграционные поиски Австрии. Тем более что путь Австрии в ЕС никак не пересекался с развитием двусторонних торгово-экономических отношений. В то же время рудименты времен холодной войны давали о себе знать. Так, весной 1995-го в период подготовки визита Бориса Ельцина камнем преткновения стала предложенная российской стороной фраза об актуальности Государственного договора 1955 года. В Вене посчитали, что ссылка на договор с его ограничивавшими свободу действий положениями, в частности, о несовместимости участия Австрии в союзах, где представлена Германия, неприемлема в период уже решенного вопроса о вступлении страны в ЕС. В результате визит Ельцина по его инициативе был отменен. Со своей стороны Австрия длительное время не признавала Россию правопреемницей СССР, опять-таки вынося за скобки не столько практико-политическую, сколько историческую значимость договора. К счастью, эти неувязки не повлияли на общую динамику российско-австрийских отношений.

В конце 1990-х налицо было стремление Австрии модернизировать и второй важнейший документ 1955 года – Закон о постоянном нейтралитете. Все чаще дискутировался вопрос о возможном совмещении положений этого документа с динамичным развитием европейской интеграции как в экономическом, так и в военно-политическом ракурсе. Австрия, подписавшая Маастрихтский (1992) и Амстердамский (1997) договоры, внесла в обновленный текст своей Конституции ряд положений, которые, в принципе, позволяли по-своему толковать Закон 1955 года. Согласно ст. 23 (д) п. 3, этот документ, как и любой другой закон Австрийской Республики, может быть процедурно отменен. Пункт 2 предполагает, что такая процедура возможна «в отношении решений в рамках совместной внешней политики и политики обеспечения безопасности Европейского союза…».

Отметим, что в среде австрийских политиков не было единого мнения о вариациях на тему нейтралитета. Если находившаяся тогда у власти коалиция социал-демократов и Народной партии предполагала гипотетическую возможность каких-то обновлений в данном вопросе, то оппозиция в лице лидера радикал-националистов Йорга Хайдера прямо заявляла о целесообразности отказа от Закона 1955 года при последующем вступлении в НАТО. Австрийские зеленые также были готовы пожертвовать нейтралитетом, правда, в том случае, если вместо НАТО будет создана самостоятельная европейская оборонительная организация.

Отметим, что российское руководство и наша дипломатия, хотя и внимательно следили за австрийскими дискуссиями о нейтралитете, ни разу не высказались по поводу вышеобозначенных тенденций. Никаких признаков какого-либо внешнего воздействия со стороны России не было замечено и в связи с образованием зимой 2000-го коалиции Австрийской народной партии и Австрийской партии свободы. Не был официально прокомментирован и бойкот Австрии, объявленный руководством ЕС в связи с вхождением в правительство радикал-националистов. Вполне естественно, что лидеры РФ имели собственное суждение о происходившем в ЕС, однако не сочли нужным дать повод антироссийски настроенным кругам в Австрии и Евросоюзе говорить о каком-то «вмешательстве в их внутренние дела». 

Справедливости ради следует сказать, что и с австрийской стороны имел место лишь допустимый в рамках нормальных межгосударственных отношений минимум критики по поводу событий в Чечне и зоне российско-грузинского противоборства. Иной резонанс для наших отношений имели события 2014–2015 годов в Украине и реакция на них со стороны Австрии. Санкции, объявленные ЕС и поддержанные всеми его членами, в том числе Австрией, нанесли ущерб деловым взаимовыгодным отношениям наших стран. Но можно ли было избежать такой реакции Австрии, которая еще в 1994 году приняла дополнения к Конституции, известным образом ограничивавшие ее суверенитет в вопросах внешней политики и безопасности. Процитируем статью 23 (е), где говорится об участии Австрии «в мероприятиях, посредством которых экономические отношения с одной или многими странами поддерживаются, ограничиваются или полностью прекращаются». 

И все же австрийские государственные деятели постоянно подчеркивают насущную потребность отмены санкций, связывая это не с возвращением Крыма Украине, а с обоюдным выполнением в полном объеме Минских договоренностей. Австрия в стремлении к мирному решению сложившейся ситуации исходит не только из общеевропейских, но и из собственных интересов. Речь идет об энергетических потребностях страны, решаемых через поставки ресурсов из России, важности расширения инвестиционного пространства для капиталов обеих стран.

Есть и еще один аспект, делающий Австрию важным потенциальным звеном нормализации европейского геополитического пространства. В условиях, когда в некоторых странах Северной Европы ставится под сомнение нейтральный курс, нелишне вспомнить о том, что нейтралитет как синоним компромисса в международных отношениях (и Австрия тому пример) далеко не исчерпан. Новые угрозы миру, прежде всего терроризм, конфликтная ситуация в Южно-Кавказском и Ближневосточном регионах, кризисное состояние самой европейской интеграции – все это делает нейтралитет как миротворческий курс деятельным и долгосрочным фактором процесса урегулирования различного рода конфликтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1169
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3007
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2118
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1688

Другие новости