0
7356
Газета Интернет-версия

19.10.2015 00:01:00

Арабская весна короля Сальмана

Константин Дударев

Об авторе: Константин Петрович Дударев – востоковед, автор книги «Саудовская Аравия. XXI век на родине ислама: от «всемирной бензоколонки» к «лаборатории инноваций и совершенства».

Тэги: россия, саудовская аравия, экономика, король сальман, ближний восток


Правитель Саудовской Аравии инициировал реформы во внутренней и внешней политике страны.	Фото Reuters
Правитель Саудовской Аравии инициировал реформы во внутренней и внешней политике страны. Фото Reuters

В море бушующих с начала 2011 года на Ближнем Востоке арабских весен и революций, переходящих в гражданские войны и международные конфликты, Саудовская Аравия остается неким «островом стабильности». Главная причина – экономическое и финансовое благополучие, обеспечивающее намного более высокий уровень жизни по сравнению не только с соседями, но и со многими другими странами. И еще один важный фактор сохранения социального мира в саудовском королевстве – осознание большинством подданных легитимности власти в лице династии Аль Саудов.

Восшествие на престол в январе 2015 года короля прошло в полном соответствии с установленным порядком: в качестве наследного принца Сальман бен Абдель Азиз автоматически занял королевский трон, придя на смену своему сводному брату – умершему королю Абдалле бен Абдель Азизу Аль Сауду. Однако уже первые шаги и решения седьмого по счету короля Саудовской Аравии показали, что он не намерен во всем следовать сложившимся во время правления его предшественников нормам и традициям. Особенно в тех случаях, когда речь идет о решениях, которые, по его мнению, давно назрели.

Начатые королем Сальманом сразу после прихода к власти реформы охватили все сферы жизни – как внутреннюю политику, так и региональную и международную. В королевстве наиболее важным, если не сказать сенсационным, шагом стало изменение системы престолонаследия. На протяжении более полувека по завету короля-основателя трон переходил от старшего его сына к более младшему. Однако работавшая без сбоя система имела недостаток – ее действие было ограничено продолжительностью жизни детей короля-основателя.

На первый взгляд может показаться, что речь идет о сугубо внутреннем деле, которое должно волновать только подданных королевства. Однако потоки комментариев, статей со всевозможными прогнозами, высказываний политических деятелей Запада достигли таких масштабов, что стали вызывать недоумение и недовольные выступления в саудовской печати. 

Вместе c тем беспокойство политиков объяснимо: Саудовская Аравия – крупнейший в мире поставщик нефти на мировой рынок, и внутренние неурядицы могут перекрыть потоки этого жизненно важного сырья. Кроме того, королевство – влиятельный игрок на мировом финансовом рынке, инвестирующий миллиарды долларов во многих странах, которые заинтересованы в сохранении финансовых поступлений. И наконец, Саудовская Аравия – лидер арабо-мусульманского мира, оказывающий серьезное морально-политическое влияние на жизнь более полутора миллиардов человек. И смута на родине ислама чревата смятением в умах его последователей во всей мусульманской умме.

Эти вселенские страхи и опасения были развеяны волевым решением короля Сальмана, который отправил в отставку с поста наследного принца последнего оставшегося в живых сына Абдель Азиза – принца Мукрина и назначил на его место другого принца – Мухаммеда бен Наефа, занимающего пост министра внутренних дел. Третьим в королевской иерархии стал сын короля – 30-летний принц Мухаммед бен Сальман, занимающий пост министра обороны и являющийся также преемником наследного принца. Благодаря этому решению впервые на первые роли в управлении государством были выведены представители третьего поколения – внуки короля Абдель Азиза. Таким образом, практически одномоментно и без потрясений был предотвращен потенциальный кризис власти, который, как казалось многим, дамокловым мечом висел над королевством.

Одновременно был сделан важный шаг к консолидации и обновлению власти. В результате проведенной административной реформы повседневный контроль над министерствами и ведомствами оказался сосредоточен в руках наследного принца и его преемника. Для придания государственным органам большей эффективности были упразднены 12 государственных комитетов, а их функции переданы двум новым. Параллельно был обновлен состав правительства, назначены новые губернаторы провинций. Контроль над главным «кормильцем» страны – крупнейшей в мире государственной нефтегазовой корпорацией Saudi Aramco – от Министерства нефти был передан Мухаммеду бен Сальману в качестве главы Комитета по экономике. В отличие от своего предшественника, придерживавшегося острожного курса и постоянно оглядывающегося на позиции консервативного духовенства, король Сальман проявил себя как руководитель, настроенный на решительные действия по модернизации страны в соответствии со своими взглядами.

Саудовская Аравия считается одной из наиболее консервативных и закрытых стран в мире. Подавляющая часть жителей королевства – глубоко верующие люди, на протяжении веков сохраняющие верность основным нормам, законам и традициям ислама, возникшего в VII веке именно на его нынешней территории. Однако верность вековым традициям не мешает саудовцам жить и в другом – современном измерении, когда речь заходит об экономике, науке, культуре и социальной жизни. В этих областях происходят довольно существенные сдвиги. Именно поэтому подданным импонируют такие черты короля Сальмана, как открытость для народа, готовность обсуждать вопросы, от которых зависит будущее страны. Так, обозреватель газеты Arab News Талал Сулейман пишет, что «король осуществляет свою собственную арабскую весну, которая преобразит страну снизу доверху… Осознавая, что время не ждет, король начал вливать свежую кровь в кровеносную систему страны, выдвинув на авансцену молодых лидеров и возложив на них ответственность за переход в новую эру».

Оценивая масштабы начатых королем Салманом преобразований, СМИ сравнивают их со строительством «четвертого саудовского государства», которое будет существенно отличаться от нынешнего, третьего по счету королевства. Как известно, два первых саудовских королевства возникли в 1744-м и 1824 году и оба были уничтожены Османской империей. Современное, третье саудовское государство было создано Абдель Азизом Аль Саудом в 1932 году.

Возможно, еще более радикальными стали реформы во внешней политике королевства. Они продиктованы беспрецедентными изменениями в ситуации как на Ближнем Востоке, так и в мире. Трещина в отношениях со своим бессменным партнером – США, вызванная событиями 11 сентября 2001 года, в дальнейшем превратилась в серьезные, практически неразрешимые противоречия. Посещая Вашингтон в 2012 году в качестве наследного принца, Сальман упрекнул американского президента в недостаточном внимании к рекомендациям саудовского руководства. Но более всего переоценить внешнюю политику королевства заставило сближение США с Ираном и решение Вашингтона уменьшить масштабы своего присутствия на Ближнем Востоке. Остроту ситуации придавала и продолжающаяся экспансия «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация) на фоне пассивности США. Эр-Рияд осознал, что отныне в деле обеспечения своей безопасности в регионе он может рассчитывать только на себя. И этот вызов королем был принят. Именно в этом кроется суть арабской весны, осуществляемой королем Сальманом во внешней политике.

Важнейшим этапом в радикальном переформатировании курса Эр-Рияда становится поворот лицом к России. Обе страны корректируют свои внешние связи и идут навстречу друг другу. Россия за счет «поворота на Восток», тогда как королевство – путем развития масштабного сотрудничества с Россией.

После начала операции Воздушно-космических сил РФ в Сирии процесс сближения России и Саудовской Аравии подвергается непростым испытаниям. Первая реакция Эр-Рияда была неоднозначной и скорее негативной. А группа мусульманских богословов даже призвала к объявлению джихада против России. Однако по мере развития событий эта позиция эволюционировала.

Точки над i были поставлены 11 октября в ходе уже второй в этом году встречи Мухаммеда бен Сальмана в Сочи с президентом Владимиром Путиным. Суть сказанного по окончании встречи на пресс-конференции глав МИД двух стран – Сергеем Лавровым и Аделем аль-Джубейром – сводится к следующему. Цели, которые наши страны преследуют в Сирии, совпадают. Они состоят в том, чтобы не допустить торжества террористического Халифата и добиться того, чтобы в Сирии восторжествовало национальное примирение.

Аль-Джубейр подтвердил согласие своей страны «работать с российскими друзьями», чтобы содействовать «началу политического процесса для сохранения единого сирийского государства и государственных структур». Саудовская Аравия, отметил он, намерена активизировать усилия по координации антитеррористических действий с Россией. Стороны выразили намерение развивать военно-техническое сотрудничество, а также экономические связи.

Итоги переговоров дают основания считать, что, несмотря на остроту ситуации в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, встреча в Сочи подтвердила волю руководства двух стран активизировать совместные усилия по борьбе с терроризмом и курс на развитие взаимовыгодного сотрудничества. А иначе зачем было затевать еще одну арабскую весну?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1096
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1549
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1901
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1316

Другие новости