Боевики ИГ чувствуют себя хозяевами на ливийских дорогах. Фото Reuters
Ливия – страна, расположенная в срединной точке Средиземноморья, на пересечении мировых стратегических путей. Именно там боевики террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) в дополнение к захваченным ими территориям в Сирии и Ираке открыли свой новый фланг в Северной Африке и оттуда грозят использовать его для акций в Магрибе, на европейском побережье Средиземного моря и на юге – в глубь Африки.
Начали террористы со зверской расправы над группой египтян-коптов, работавших по контракту в Сирте. При этом в специально снятых кадрах для трансляции по всему миру это злодеяние было преподнесено в зловещей театрализованной постановке – с идущими в ряд палачами, демонстрацией ножей, направленных острием на север, кипящим кровью казненных морским прибоем.
Смакование жестокости расправы в Ливии, как и ранее с иорданским пилотом, которого сожгли заживо в клетке, а до того с пленными англичанами, американцами, японцами, безусловно, призвано запугать всех в арабском мире, и прежде всего в Египте, где президент Абдель Фаттах ас-Сиси решительно вступил в схватку с исламским экстремизмом, а также жителей западных стран, которых лидеры ИГ называют врагами ислама. Террористы ИГ тем самым подают сигнал, что их угрозы не пустые слова – они будут расширять зону влияния, устанавливать исламское правление на арабских территориях.
Эти события – свидетельство того, что дуга нестабильности перестала быть виртуальной, приобрела реальные контуры. Она раздвинула свои фланги, врезалась острием в центр Северной Африки, протянулась по побережью Средиземного моря, далее через Синай, захватив Ливан, Сирию и Ирак, уткнулась другим концом в Афганистан и Иран, пододвинувшись вплотную к Центральной Азии.
Ливия с ее богатствами и уникальным стратегическим положением важна для ИГ. Она занимает первое место по запасам черного золота в Африке, причем ливийская нефть исключительно высокого качества, практически лишена серы. И еще есть газ и уран. Огромная, богатейшая, еще недавно благополучная страна погружена в хаос, разодрана на куски. По всей территории орудуют криминальные банды, отряды исламских боевиков, разных вооруженных формирований, отдельных ливийских племен – туарегов, тубу и др.
По официальным данным, это более 1,7 тыс. военизированных структур, которые не только не контролируются двумя существующими в стране правительствами, но и активно захватывают нефтепромыслы. Правительственная армия деморализована, население запугано, все, кто может, покидают страну.
Состояние полного распада и анархии – самая благоприятная среда для действий ИГ. И к тому же именно в Ливии сохраняются огромные арсеналы боевого современного оружия. И Европа совсем рядом. Козырная карта, которую верхушка ИГ начинает активно разыгрывать, – проблема иммигрантов, с которой правящие круги Западной Европы, по их собственному признанию, не могут справиться и не видят пути для ее решения в ближайшей перспективе. В столицах ЕС открыто признают, что без притока новой рабочей силы европейские государства не могут обойтись, но они уже не в состоянии справиться с неконтролируемым потоком нелегальной иммиграции. Европейские власти не знают, что делать, как обустроить тысячи отчаявшихся, изможденных, спасающихся от преследований беглецов из Африки, а также Ирака, Сирии, Йемена, пытающихся переправиться в Европу.
«Все это – размышлять и думать надо было раньше, – убеждены наблюдатели. – Об этом надо было думать тогда, когда принимались решения о бомбардировках Ливии. Тогда надо было размышлять и просчитывать возможные долгосрочные последствия, а не зацикливаться на сиюминутном эффекте. То, что сейчас происходит в Ливии, – это прямое следствие бомбардировок НАТО, Англии и Франции, зверского убийства Каддафи и неизбежного – разве это не было очевидно уже тогда? – распада этого государства».
И сегодня разве не повторяется то же самое, как ранее в ливийской ситуации, – отсутствие стратегического видения во всех планах Евросоюза, о чем резко идет спор в английской палате лордов в связи с обсуждением украинского кризиса.
История повторяется в виде новой трагедии, и поэтому стоит вспомнить события трехлетней давности. 17 февраля 2011 года одновременно в разных городах Ливии начались организованные массовые антиправительственные выступления. Против мятежников Муаммар Каддафи применил силу, включая артиллерию.
Тогда погибли 200 человек, ранены 800, о чем сразу же передал на весь мир канал «Аль-Джазира». Вне сомнения, войска Каддафи могли бы подавить мятеж, но тут началась информационно-политическая война Запада против ливийского режима.
В западных столицах резолюцию № 1973 СБ ООН о «беспилотной зоне с целью защиты гражданского населения» расценили как фактическую санкцию на военную интервенцию в Ливию. Операция НАТО, названная 19 марта «Одиссея. Рассвет», а с 31 марта «Объединенный защитник», закончилась в октябре. В результате массированных налетов, по данным Defence Analysis, погибли 25 тыс. и ранены 50 тыс. человек, большая часть из них – от 9,3 тыс. ракет и бомб. Повсеместно были разрушены инфраструктура, водоснабжение, линии электропередачи.
13 апреля на Катарской конференции контактной группы по Ливии впервые в истории НАТО было заявлено, что целью военной операции является свержение руководителя государства. В резолюции СБ ООН, разумеется, нет ни слова о смене режима. Но с этим мнением не были согласны лидеры США, Франции и Англии. Они направили письма в СМИ, в которых повторили требование об отстранении Каддафи, категорично заявив, что налеты будут продолжаться, пока он находится у власти.
После глумления над телом Каддафи 20 октября страна погрузилась в хаос, в бесконечную череду насилий. Три года спустя сюда пришли боевики ИГ, и вновь свершились страшные злодейские убийства.
Сегодня ситуация на севере Африки, особенно в связи с появившимися в СМИ сведениями о том, что Ливия будет инкорпорирована в «Халифат», столь встревожила европейское сообщество, что министр обороны Италии Роберта Пинотти (видимо, по праву страны-колонизатора Ливии) предложила возглавить альянс государств для противодействия продвижению ИГ в Ливии. Правда, итальянский премьер Маттео Ренци считает, что в этом надо проявлять осторожность и подходящий момент для таких действий еще не настал. Не торопится включиться в эту ситуацию и НАТО. От высшего состава командования НАТО идут сигналы, что Ливия – это не их дело. Ведь Ливия – такой сгусток гуманитарных вопросов и военной опасности, что только военными действиями к нему не подступиться.
В СМИ многих европейских стран появляются прямые указания по поводу того, кто и почему заинтересован в сохранении напряженности в Ливии и на Ближнем Востоке в целом. При этом делаются ссылки и на признания ведущих американских аналитиков по региону. Вот, например, что сказал Грэм Фуллер, бывший сотрудник ЦРУ в одном из интервью: «Исламское государство» создали США. Это не означает, что именно они дали ему путевку в жизнь и финансировали, но США создали благоприятные условия для его появления».
США, видимо, заинтересованы в сохранении на Ближнем Востоке нестабильности, так как таким образом им сподручнее «держать в узде» их европейских союзников. Если существовавшая ранее зависимость Америки от поставок топлива из этого региона в связи с разработкой собственной сланцевой нефти значительно упала, то для европейских и азиатских стран обеспечение поставок энергоресурсов из мировой кладовой углеводородов остается и на ближайшую перспективу важнейшей задачей.
В нынешней обстановке особенно удивляет близорукость некоторых европейских политиков, которые, стремясь всячески оторвать Украину от России, по существу, пропустили серьезную угрозу исламского радикализма, которая способна разжечь пожар конфликтов в их собственном доме. Видимо, уроки Франции и Дании не идут им впрок.